Этот Шабат – ханукальный, и я хочу рассказать что-то короткое про Хануку.
Есть известный вопрос, который задает “Бейт Йосеф”. На него были даны сотни ответов. Вопрос такой. Известно что кувшина с маслом, который нашли в первый день, не было достаточно чтобы свечи горели 8 дней, но свершилось чудо, и масла стало больше. Хотя есть и различные другие объяснения того, в чем именно состояло чудо. В любом случае, масло из этого кувшинчика горело 8 дней, как нам всем известно – это то самое чудо Хануки. Так вот, “Бейт Йосеф” задает известный вопрос: поскольку масла в кувшине хватало на 1 день — выходит, что чудо длилось только 7 дней. Почему же мы говорим о том, что чудо было 8 дней?
На этот вопрос было дано много разных ответов. Один из простых ответов, который приводит “Бейт Йосеф”, состоит в том, что взяли маленький кувшин масла, разделили на 8 очень маленьких частей, и потому каждый день было чудо — даже в первый день, потому что в светильники налили только 1/8 от необходимого количества, и это чудо, что масла хватило на целый день. И так же было во второй день, и в третий день и во все 8 дней Хануки.
Но есть вопрос, который задают от имени рава Хаима Соловейчика, и вопрос этот хорошо известен в мире ешив. Есть закон, что в ханукие, то есть, прошу прощения, в Меноре Храма можно зажигать только чистое оливковое масло — так написано в Торе. А в нашем случае выходит, что масло было не совсем оливковое — это особое, чудесное масло, хоть и качественное.
От имени рава Хаима приводят следующий ответ: чудо было не в количестве масла, а в его качестве. Т.е дело не в том, что увеличилось количество масла — нет, то малое количество, которое было изначально, горело целый день. Другими словами, мы можем сформулировать это следующим образом: чудо хануки —чудо, которое заключается в качестве, а не в количестве. Потому что если бы чудо было в количестве, тогда у нас была бы проблема, потому что у нас было бы масло чудесного происхождения, а не масло, полученное из оливок.
У многих поздних раввинов этот ответ рава Хаима тоже вызвал вопрос. Есть известное место в Талмуде, в трактате “Менахот”, где рассказывается о перевозившем пшеницу корабле, который утонул в океане. Пшеница поднялась на облака — на небо, и потом еще раз спустилась на землю. В Талмуде обсуждается, можно ли использовать эту пшеницу в качестве мучного приношения в Храме. Тосафот объясняют, что там речь о чуде. Я не знаю, какое в точности чудо там произошло, но это было чудо, в любом случае — на землю спустилась не обычная пшеница, которая растет в поле, а нечто иное, попавшее к нам полностью чудесным образом. И в Талмуде обсуждается это. И там сказано, что эта пшеница пригодна для мучного приношения, несмотря на то, что в Торе написано, что такая жертва должна быть принесена из пшеницы. Т.е. мы видим, что нет проблемы приносить вещь, которая возникла при помощи чуда — поскольку сейчас она называется “пшеницей”, то нам не важно, каким образом она появилась. И на первый взгляд, это противоречит тому, что мы слышали от имени рава Хаима. Некоторые спорят с этим, утверждая, что рав Хаим, на самом деле, ничего такого не говорил.
Как бы то ни было, я думаю что тут можно предложить более простую и понятную идею. По сути, в 7 дней Хануки нам стало понятно, что чудо… Для чего происходят чудеса? Зачем Всевышний совершает чудеса для нас? Потому что нас нужно время от времени пробуждать, и показывать нам что природа — это тоже чудо, и что у “Города” есть “Управляющий”. Поэтому в те 7 дней, в которые было очевидное чудо, выяснилось, что чудом являлось и то, что нашли кувшин масла, хотя это казалось чем-то в порядке вещей. Ведь, на первый взгляд, не было в этом ничего сверхъестественного: бывает, что кто-то забыл, вот и остался нетронутым маленький кувшин – нам могло бы показаться, что все произошло естественным путем, но это не так. По сути, благодаря чуду семи последующих дней, когда масло приумножилось, мы поняли что и в первый день тоже было чудо — чудо в рамках природного порядка вещей. И поэтому мы празднуем и первый день тоже – показать, что мы не только обращаем внимание на открытое чудо, но и на “естественное”, скрытое чудо.
Шабат шалом! Всем веселой хануки! До свидания.