Сказал мудрец своим ученикам: «к ненависти, зависти и оскорблениям нужно относиться как к подарку, который нельзя принять. Если ты не принимаешь подарок, то кому он тогда принадлежит?»
«Он принадлежит своему прежнему хозяину», — ответили ученики.
«Точно так же зависть и ненависть, пока ты их не примешь, остаются с тем, кто их принес», —подытожил мудрец.
Притча
«И увидели братья его (Йосефа), что его любит их отец больше всех его братьев, и возненавидели его, и не могли говорить с ним мирно».
Отношение Йосефа с братьями не заладились. Начало нашей недельной главы охватывает период, когда Йосефу, сыну Яакова от любимой жены Рахель, исполнилось семь лет (когда родился Биньямин и умерла Рахель) и до семнадцати лет (когда Йосеф был продан в рабство братьями).
На этот стих есть более тридцати комментариев, объясняющих, какая атмосфера царила в доме Яакова в то время.
Согласно Мальбиму, еще свежа была память о недавних событиях в доме Авраама и Ицхака, когда Ишмаэль был «отодвинут» за Ицхака, а Эсав — за Яакова. Ицхак и Яаков унаследовали вечность, духовность, благословение и Б-гоизбранность в то время как Ишмаэль и Эсав получили подарки и были вынуждены занять свои места на галерке истории.
Сыновья Яакова видели, что отец, как и его отец и дедушка, выделяет одного сына среди остальных. Это было опасно, это могло означать, что шестеро сыновей Леи и четверо сыновей рабынь отправятся на задние ряды вслед за Ишмаэлем и Эсавом. Братьев можно было понять — чего стоило только тонкорунное платье и одежды первосвященника, которые отец позволял носить лишь любимому сыну. Более того, согласно Мидрашу, Яаков соглашался называть сыном только Йосефа!
Тогда братья, которые были иного мнения о своем месте в истории, решили воспрепятствовать этой ситуации. В результате произошли трагические события, последствия которых мы имеем несчастье испытывать на себе до сих пор.
«И не могли говорить с ним мирно» — чтобы ослабить расовую, социальную и прочие виды нетерпимости и предубеждений, иногда достаточно общения — просто чтобы на дух переносящие друг друга группы людей пообщались, встретились лицом к лицу в спокойной и располагающей обстановке. Сам факт диалога уже может привести к прекрасным результатам. Но не в том случае, когда ты подозреваешь собеседника в конкретных враждебных замыслах, как братья подозревали Йосефа.
В чем была их ошибка?
Сыновья Яакова не знали, что в этот раз все будет не так, что они все являются равноценными частями будущего еврейского народа, его фундаментом и корнем — сыновья всех четырех жен Яакова. У каждого свое предназначение, миссия и этим мы прекрасны — нашим многообразием. Так было всегда — колено Леви служило в Храме, потомки Шимона занимались преподаванием Торы подрастающему поколению и писали святые книги, колено Йегуды — лидеры, управляющие народом, несущие ответственность и принимающие решения, Звулун занимался бизнесом (морской торговлей), Иссахар — изучением Торы (на протяжении всей жизни), колено Гада решало силовые вопросы и охраняло границы, Ашер занимался сельским хозяйством. И это только семь из двенадцати колен.
Большинство колен уже не с нами, но их духовная сущность и разделение на миссии осталось и по сей день. И в наши дни по-прежнему актуально быть на своем месте, заниматься любимым и важным делом — и на личном, и на государственном уровне.
Только эта мысль уже способна понизить градус ненависти в нашем прекрасном еврейском обществе — понимание того, что мы должны быть разными, но при этом объединенными Торой и заповедями.
Ведь если удариться в другую крайность, что еврейского в нас останется? Неужели только гены?
Шаббат шалом!