«Ониксы» (Трума, 25:7).
Святой благословенный не требует от человека талантов, если он трудится во Имя Небес. Этот вывод мы сделали, основываясь на комментарии автора книги «Орах а-Хаим» на этот стихк. Он задает вопрос: почему Тора отметила оникс перед золотом и серебром, ведь они драгоценнее? И отвечает в соответствии с Гмарой (Трактат Йома, 75): облака принесли ониксы – ониксы появились без приложения усилий и без затрат, не как все остальные пожертвования, ведь золото и серебро пожертвовали сыновья Израиля из своих карманов.
Выходит, что вещь, появившаяся перед Святым, благословен Он, благодаря усилиям, важнее для Святого, благословен Он, чем та, которая пришла без труда. И если человек прикладывает усилия для тщательного исполнения заповеди и дает всё, что он может дать, то исполняет свое предназначение и свою цель в мире.
Самопожертвование ради заповеди поднимает человека на высокую ступень в служении Всевышнему.
…Один из родственников праведника Баба Сали в Нетивоте рассказывал историю о чуде, которое совершил праведник и которое он видел своими глазами. Однажды, на исходе Субботы, когда евреи выходят на улицу для освящения луны, затянулось небо тучами, и невозможно было увидеть луну. Все присутствующие обратили свои взгляды на праведника, чтобы увидеть, что он будет делать и как действовать. Вдруг взял праведник свою палку, наклонил ее в правую сторону, как бы делая знак, чтобы облака ушли вправо; потом склонил палку влево, как бы делая знак, чтобы облака ушли влево. И вот, чудо. Облака разошлись по сторонам, и показалась луна. И удивленные евреи смогли освятить луну. Когда праведника спросили, есть ли у него власть над движением облаков, он ответил, что явление, которое они видели, началось не в Нетивоте, корень его лежит далеко-далеко, во французском городе Лионе. И вот что он рассказал.
Когда я был в Лионе, и пришло время освящения луны, евреи не могли ее освятить из-за облаков. И это повторялось каждую ночь, пока не наступила последняя ночь, когда еще можно освятить луну.
Евреи сказали мне, что если я хочу освятить луну, то должен поехать в город Марси, находящийся на расстоянии 380-ти километров от Лиона. Без промедления, я собрал свои вещи и поехал в Марси, чтобы освятить луну. А поездка из Лиона в Марси занимает примерно такое же время, как из Тель-Авива в Эйлат.
Баба Сали мог сказать, что такая поездка слишком тяжела, и это было бы понятно, но он всё-таки приложил усилия, чтобы с самопожертвованием исполнить заповедь. А тот, кто исполняет заповедь с самопожертвованием, приобретает определенную власть над тем, что относится к этой заповеди. Само собой, когда нужно было освятить луну в Нетивоте, находящемся в Негеве, и она была покрыта облаками, раву дана была возможность «удалить» облака и «извлечь» луну в заслугу самопожертвования, которое предшествовало этому. Но даже если мы не достигли ступени праведника, из этой истории можно выучить то, что любое самопожертвование человека порождает изобилие милосердия и изобилие чистоты и святости, которые влияют на него Свыше и позволяют исполнить заповедь в совершенстве.