Эта недельная глава (парашат-ѓа-шавуа) — мечта любого еврейского архитектора и дизайнера. Она повествует о строительстве Мишкана, переносного Храма, с которым еврейский народ странствовал по пустыне в течение 40 лет (и около 500 лет впоследствии), пока в Иерусалиме не построили постоянный (стационарный) Храм.
«И обложишь его чистым золотом; изнутри и снаружи покрой его».
В центре Мишкана находился квадратный ящик, сделанный из дерева акации и покрытый золотом изнутри и снаружи, — Ковчег Завета; внутри Ковчега помещались Лухот ѓа-брит, две каменные Скрижали с начертанными на них Десятью Речениями (Асерет ѓа-Диброт). Именно эти Скрижали получил Моше на горе Синай. Сверху Ковчег покрывала крышка из чистого золота, которая называлась Капорет. Крышку украшали Керувим — две крылатые фигурки ангелов, изготовленные вместе с Капорет из цельного куска золота.
Тора рассказывает (Шмот 25:11): «И обложишь его чистым золотом; изнутри и снаружи покрой его».
«Лучше гнев друга, чем поцелуй врага».
Понятно, что покрывали золотом снаружи, чтобы придать Мишкану величественный и царский вид. Но зачем нужно покрывать золотом внутреннюю часть деревянного ящика?
Талмуд (Йома 72b) поясняет:
Внешний вид человека должен отражать его внутренние свойства. Другими словами, нельзя лицемерить. Нельзя, чтобы благородная и благообразная внешность скрывала натуру злодея или человеконенавистника.
Лицемер очевиден: он готов наброситься на вас со спины, улыбаясь вам при этом в лицо. К сожалению, в жизни стоит учиться тому, как отличать истину от притворства. (Дети иногда очень хорошо чувствуют это отличие). Может быть, царь Шломо об этом думал, когда предупреждал:
«Лучше гнев друга, чем поцелуй врага».
Когда перед вами враг, есть определенность в том, что вас ждёт.
Иврит раскрывает истину в познании ежедневной обычной жизни — вот одно из чудес иудаизма. Еврейское слово «паним» (лицо) очень созвучно с другим словом — «пним» (внутреннее). Из этого мы учим, что на лице должно отражаться то, что скрыто у нас внутри (это внутреннее проявляется через наружное; лицо — своего рода зеркало души; в противовес английскому слову „face“, происходящему от „facade“ — внешняя сторона, значение которой обманчиво — прим. пер).
Такое отвращение к лицемерию отражается в законах кашрута. Всякий знает, что еврейский закон запрещает еврею есть не кошерную ветчину, свинину и всё, что с ней связано. Иной раз кажется, будто нет в Торе запрета строже, чем запрет на свинину, в отличие от остальной пищи (например, запрет на употребление в пищу сома или «лакомства муравьи в шоколаде»).
Почему запрет не есть свинину выделяется с особенной силой?
Тора говорит нам (зоологи подтверждают), что свинья — единственное животное в мире, имеющее внешний признак кошерности (раздвоенные копыта), но не внутренний (жующее жвачку). Поэтому свинья как бы кошерна снаружи, но не чиста внутри. Такой вид «биологического» лицемерия, описанный в Талмуде, ненавистен Б-гу.
Из нравственных соображений свинья для еврея запрещена.
Вернёмся к недельной главе. Перед нами стоит один неразрешимый вопрос: если ковчег обложен изнутри и снаружи золотом, зачем его остов был сделан из дерева? Почему нельзя было сделать ковчег из литого куска золота?
Тора сравнивает человека с деревом
Ответ в том, что нельзя за одну ночь стать непорочным и чистосердечным. Подобно любой цели, эти качества развиваются и совершенствуются при постоянном и равномерном формировании.
Дерево, как символ жизнедеятельности и активного роста, наглядно представлено в этом процессе.
Иудаизм вовсе не такой бескомпромиссный. Соблюдение Торы может начинаться с зажигания свечей или изучения недельной главы в течение 15 минут в день (Хумаш, представленный на сайте Artscroll Stone, отлично подойдёт для этой цели), или чтение Шма Исраэль перед сном.
Представьте, что вы нашли золотую жилу. Откажитесь ли вы от золота, зная, что больше нигде в мире не найдёте такого золотого рудника? Так и мицва — это золотой рудник. Конечно, мы стремимся выполнять все мицвот. Исполняя хотя бы одну из них, мы обогащаем свою жизнь навечно.
Неважно, на какой ступени лестницы самосовершенствования мы находимся сейчас; главное, в каком направлении мы движемся и сколько мы уже преодолели.
Дерево растёт само по себе, невзирая на другие деревья. Возрастание в Торе точно такое же. Какие бы усилия вы не прилагали, чтобы сблизиться со Вс-вышним, сколь много страниц Торы вы не прочитали — все это накопление для вашего личного роста. Наверное, поэтому Тора сравнивает человека с деревом (см. Дварим 20:19).
Неизменность и постоянство: на счету каждая мелочь.
«Неужели я утаил Тору от еврейского народа»?!
Талмуд (Брахот 28а) повествует, что при поступлении молодого человека в ешиву раббана Гамлиэля, определяющим для руководителя ешивы был внешний вид ученика, ибо он, по мнению главы ешивы, наглядно раскрывал характер человека. Раббан Гамлиэль принимал в свою ешиву внешне честных и искренних учеников.
Талмуд продолжает: после того, как раббан Гамлиэль ушёл с поста главы ешивы, ее администрация изменила политику отбора и стала принимать всех учеников — внешне пригодных и непригодных. Когда сотни учеников собрались на регистрацию для поступления в ешиву, раббан Гамлиэль, увидев происходящее, пришел в отчаяние и сказал: «Возможно, не дай Б-г, я утаил Тору от еврейского народа!»
Хидушей ѓа-Рим (Европа, XIX в) задаёт вопрос, о чем же сказал раббан Гамлиэль? Конечно, он знал, что его строгие нормы приёма в учебное заведение не позволили некоторым юношам изучать Тору.
Чему же тогда он удивился? И почему пришел в отчаяние?
Ответ в том, что обнаружил раббан Гамлиэль: по мере того как студенты проводят время в ешиве, они непременно становятся честными и искренними, благодаря изучению Торы.
Тора имеет силу менять природу характера и души человека; изменяя его и возвышая: от посредственного до великого.
Несколько лет назад в личной беседе я говорил с великим учителем Торы: «Ребе, я так благодарен возможности учить Тору. Я не знаю, кем бы я был без нее».
Рав посмотрел на меня и сказал: «Я тоже».
Я буду обитать не в Мишкане , а в вас …
В начале парашат-ѓа-шавуа Б-г приказал еврейскому народу: «Сделайте Мне Мишкан (Святилище), и Я буду обитать среди них». Талмуд утверждает, что грамматически эти строки требуют иного завершения: «Сделайте мне Мишкан (Святилище), и Я буду обитать в нем (то есть в Б-жьем доме)».
Почему же тогда написано «обитать среди них»?
Отвечают мудрецы: Тора поясняет нам, что цель строительства Мишкана — не просто созидание Дома Б-жьего, но освящение места для Него в народе, в еврейских душах.
Каждый еврей должен стремиться лично стать частью Мишкана: живым, дышащим благородством бастионом святости.
Сегодня мы надеемся найти силу и вдохновение для создания своего личного Мишкана.
И да будет Арон ѓа -Кодеш, сделанный из дерева, отлит и изнутри, и снаружи из золота.
Шабат Шалом,