У Йосефа был удивительный дар — он умел толковать сны. До какой степени это обыкновенный дар, если учесть, что евреи не занимаются оккультизмом, колдовством или суеверием. И что позволило Йосефу заглянуть в будущее, предсказывая тревожные сны Паро, которые заботят и многих других людей.
Но прежде зададим себе другой вопрос: что такое сон?
Почему мы спим?
Вс-могущий в Своей безграничной мудрости создал в этом мире немало довольно странных вещей.
Почему человек «сконструирован» так, что ему необходимо быть в бессознательном состоянии немалую часть дня?
Нам нужна перезарядка. Необходимо забыть о своих переживаниях, проблемах и страхах настолько, чтобы на следующий день мы воспринимали их совершенно по-новому, «свежими» глазами.
Что происходит с нашей душой, когда мы спим?
Рабби Моше Хаим Луцатто, великий каббалист XVI века, говорит, что во время сна наша душа частично оставляет тело и воссоединяется с духовным миром. Наше подсознание находится в необычном состоянии. «Картинки» стихийного воображения соединяются с реальными мыслями, проблемами и безумными желаниями. Странные, дикие и прекрасные фантазии образуют сплошную путаницу: калейдоскоп сонных видений.
Пока мы спим, душа устраивает увеселительные прогулки в небесную ресторацию, где лакомится кусочками информации.
Эта информация содержит в себе события из жизни, контакты с теми, кто уже скончался, или пролистывание пророческих новостей о будущем.
Иными словами, сон представляет собой калейдоскоп пестрых образов нашего подсознания, включающих в себе желания, страхи, воображение, неосознанную символику, а иногда и довольно глубокое духовное содержание.
Внутренняя сила
Сито и дуршлаг предназначены для того, чтобы отделить зерна от плевел. Можно промыть макароны или просеять муку через сито, избавившись от шелухи и другого мусора. Для того, чтобы чистый продукт соответствовал требуемому качеству, необходимо его отделить от наносной примеси. Инструмент, предназначенный для просеивания, должен отвечать всем стандартам качества, например, ячейки сита должны быть одинакового размера и достаточно малы, чтобы беспрепятственно пропускать муку, воду и т. п., но в то же время не позволяют проникать в просеиваемый продукт никакому сору.
Для толкования снов нужен особый человек, который окажется способен просеять информацию, исходящую из духовного мира; отделить ее от сора и путаницы стихийного воображения. Такой человек должен превосходить обычную человеческую природу. Он или она нуждаются во внутренней силе.
Связь с Бесконечным
Хотя есть много аспектов внутренней силы, духовная мощь Йосефа была наглядно продемонстрирована в искушении жены Потифара. Йосеф оставался чужаком в этой стране, где лишь он один придерживался философии этического монотеизма. Жена Потифара предлагала ему вознаграждение за то, чтобы он согрешил с ней, угрожала страхом тюрьмы (а возможно и смерти), но он сумел воздержаться от искушения.
У Йосефа были все возможные предпосылки для совершения преступления. Никто из его родных никогда бы не узнал о его проступке. Даже его земляки не узнали бы ни о чем плохом, согреши он и поддайся искушению. Но, несмотря на всё это, он не сдался.
Как только Йосеф столкнулся с очень сложным моральным вызовом, он взял контроль над собой. Это не только его личное достижение, но и отражение печати Б-га на нём, как на посланнике Творца. Маймонид ссылается на этот поступок, как на величайшую мицву: освящение имени Б-га, называемое на иврите «Кидуш Ашем».
Мне легко воздержаться от еды в кафе Макдональдс. Хотя я могу получить удовольствие от еды в Макдональдс, я всё же предпочту приготовить что-то на своей кухне, где вкус будет гораздо лучше, а блюдо — дешевле и определённо здоровее. Для меня не представляет особого труда и преодоления искушения не есть некошерную пищу, когда я понимаю, что кашрут вызывает наслаждение у Неба, и в нём я обретаю всё, что мне нужно. Есть кошерную пищу — это мицва, но в ее исполнении нет острой необходимости освящать Имя Б-жье. Всё это не требует у меня много внутренней силы.
Не для меня, но для кого-то другого не есть в кафе Макдональдс — вероятно, одна из самых сложных задач, которая влияет на освящение этим человеком Божественного имени (Кидуш Ашем). Исполнение любой мицвы может вызывать сильнейшее искушение на разном уровне, но когда вы принимаете вызов, любая мицва вбирает в себя ещё больше святости Кидуш Ашем. Другими словами, внутренняя сила крепче связывает нас с Бесконечным.
Эта связь позволяет нам быть священным «ситом», благодаря которому человек может толковать сны.
Ваше наследие
Людей часто не по-доброму волнует слово «наследство». Потому что оно предполагает утрату близкого человека, и, чаще всего, слово «наследство» вызывает слишком тяжёлые чувства, так как связано с судебными процессами его получателя. Однако наше еврейское духовное наследие не имеет ничего плохого и может быть намного более выгодным, чем продираться сквозь денежный бурелом.
Йосеф поборол свою слабость, которая свойственна каждому из нас, и этот шаг сына Яакова вызвал значительные последствия в человеческой морали на протяжении веков. Каббала говорит, что он завещал нам возможность победить свои желания.
Коль скоро он мог контролировать себя, мы узнали, что и мы на это тоже способны.
Духовные упражнения
На этой неделе постарайтесь контролировать самого себя. Протестируйте себя и насладитесь хотя бы небольшой победой. Загляните в себя для того, чтобы раз за разом наследовать внутреннюю духовную силу сына нашего праотца Яакова – Йосефа.