Суккот
Суккот – это осенний еврейский праздник, который продолжается семь дней с 15 по 21 Тишрея, а в странах диаспоры – с 15 по 22 Тишрея. В 5781 (2020) году праздник начинается 2 октября с заходом солнца и завершается в Израиле 9 октября после выхода звезд, а в странах диаспоры 10 октября после выхода звезд.
В Израиле праздник Суккот состоит из одного дня, статус которого – йом тов, законы которого, похожи на законы субботы, но с некоторыми облегчениями, а также из шести дней, которые называются холь а-моэд, то есть «праздничные будни». В эти дни также существуют определенные ограничения, но их меньше, чем в йом тов и, тем более, в субботу. Так, например, в эти дни разрешены те действия, которые необходимы для нужд праздника, а также несовершение которых может повлечь за собой крупные убытки.
За пределами Израиля, где праздничные дни удваиваются, первые два дня Суккота имеют статус йом тов, после которых следует пять дней холь а-моэда. Сразу после Суккота начинается самостоятельный праздник Шмини Ацрет (или Симхат Тора), о котором будет рассказано ниже. Законы йом това и холь а-моэда в данной статье рассматриваться не будут.
Названия праздника и заповедь шалашей
Праздник Суккот в молитвах называется «временем веселья нашего». И хотя все еврейские праздники очень веселые и радостные, настоящее веселье возможно только после прощения грехов, произошедшее в Йом-Кипур, когда еврейский народ обретает полное единение с Творцом. Говоря о празднике Суккот, Тора трижды упоминает о веселье: «И веселитесь пред Г-сподом семь дней» (Ваикра 23:40), «И веселись в твои праздники…» (Дварим 16:14), «И будешь только веселым» (там же, 15).
Праздник Суккот в Торе называется также праздником вноса урожая (Шмот 34:22), ибо он приходится именно на период, когда собранный урожай вносят в хранилища.
Основная заповедь праздника Суккот – жить в шалаше. «Шалаш» на Святом языке называется «сукка». Отсюда и название праздника – «Суккот», что дословно означает «шалаши» (в русской традиции его также называют «Праздник кущей»). Про это в Торе сказано так: «В шалашах живите семь дней: всякий коренной житель в Израиле должен жить в шалаше — дабы знали во всех поколениях ваших, что в шалашах поселил Я сынов Израиля, когда выводил их из страны Египетской» (Ваикра 23:43).
Во время всего праздника заповедовано жить в шалашах в память об облаках славы, окружающих еврейский народ в течение всех сорока лет странствований по Синайской пустыни после исхода из Египта. В сукке едят, пьют, устраивают праздничные трапезы, встречают гостей, спят и отдыхают.
Для того, чтобы сукка соответствовала требованиям, которые предъявляет Тора, необходимо выполнение множества условий. Чтобы их учесть, нужны глубокие знания в этом вопросе и консультация с компетентным раввином. На исполнение заповеди пребывания в сукке, построенной согласно всем правилам, установлено специальное благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, освятивший нас Своими заповедями и повелевший нам жить в шалаше!». Его произносят перед тем, как устраивать трапезу с хлебом, есть выпечку и еще в ряде отдельных случаев.
Поскольку заповедь пребывания в сукке является повелительной заповедью, ограниченной временными рамками, в которой женщины не обязаны, в данной статье о частных законах этой заповеди рассказано не будет. Заметим лишь, что женщины имеют право исполнять эту заповедь и получают за нее награду. Причем ашкеназки даже могут произнести благословение перед исполнением заповеди сукка так же, как мужчины, а сефардки благословение на эту заповедь не произносят.
Женщина, которая испытывает страдания от того, что находится в сукке, не исполняет заповедь сукка. Женщины, ухаживающие за больными, освобожденными от пребывания в сукке, не исполняют заповедь сукка все то время, пока в них есть необходимость для больного.
Заповедь четырех видов растений («арбат а-миним»)
Еще одна заповедь, которую исполняют в Суккот – заповедь возношения четырех видов растений («арбат а-миним»), как сказано: «И возьмите себе в первый день праздника плод великолепного дерева, побеги финиковых пальм, ветви дерева густолиственного и речных ив, и веселитесь пред Г-сподом, Б-гом вашим, семь дней» (Ваикра 23:40). «Плод великолепного дерева», который Тора предписывает брать для исполнения заповеди арбат а-миним – это один цитрон (этрог); «ветвь дерева густолиственного», — это три веточки мирта (адаса); «ветвь речной ивы» — две веточки ивы (аравы); «побеги финиковых пальм» — это одна молодая, нераскрывшаяся ветвь финиковой пальмы (лулав). По названию последнего, самого высокого и заметного в связке арбат а-миним вида растения, вся связка называется «лулав». Заповедь о четырех видах растений, хотя она относится ко всем четырем видам, называется «нетилат лулав», что буквально можно перевести как «возношение лулава».
У каждого из четырех видов растений есть своя особенность. Этрог обладает прекрасным запахом и вкусом; лулав — это ветвь финиковой пальмы, плоды которой прекрасны и сладки, но не славятся особым ароматом; адас прекрасно пахнет, но плоды его несъедобны; ива несъедобна и не имеет запаха. Мудрецы говорят, что каждое из этих растений символизирует собой определенный круг сынов нашего народа: есть такие, что обладают сразу двумя достоинствами — и знаниями в Торе, и добрыми делами. Их символизирует этрог. Другие обладают весьма скромными познаниями в Торе, но совершают множество добрых дел. Они подобны лулаву. Есть и такие, кто очень хорошо знают Тору, но добрых дел им не достает. Это – адас. Наконец, есть среди нас и те, кого можно уподобить речной иве: ни запаха, ни вкуса – ни знаний в Торе, ни добрых дел. Всевышний повелевает всем нам объединиться в единую связку и восполнить друг друга, ощутить свою причастность один к другому, подобно органам одного тела. Другими словами, четыре вида растений — этрог, лулав, адас и арава — символизируют единство народа и нашу взаимную ответственность друг за друга. И так мы молимся в Дни Трепета: «…и станут единой связкой, чтобы исполнять Твою волю от всего сердца».
По Торе заповедь арбат а-миним исполняется всюду, где живут евреи, только в первый день праздника, как сказано: «…в первый день праздника…». В Храме ее исполняли все семь дней, как сказано: «…пред Г-сподом, Б-гом вашим семь дней». «Пред Г-сподом», т.е. в Храме. После разрушения Храма в память о Храме мудрецы установили исполнять заповедь арбат а-миним все семь дней праздника Суккот.
Для того, чтобы набор из четырех видов растений («арбат а-миним») соответствовал требованиям, которые предъявляет Тора, необходимо выполнение множество условий. Чтобы их учесть, нужны глубокие знания в этом вопросе и консультация с компетентным раввином.
Заповедь об арбат а-миним также, как и заповедь о сукке, является повелительной заповедью, ограниченной временными рамками и женщины в ней не обязаны. Все же, женщины, если захотят, могут исполнить эту заповедь: ашкеназки с благословением, а сефардки не благословляя на нее.
В первый день Суккота если он не выпадает на субботу, первый раз исполняя заповедь арбат а-миним произносят два благословения: «Благословен Ты Г-сподь Б-г наш, Царь вселенной, Который освятил нас заповедями Своими и повелел нам возносить лулав» и «Благословен Ты Г-сподь Б-г наш, Царь вселенной, Который дал нам дожить, и сохранил нас, и довел нас до этого времени». Перед исполнением заповеди в последующие дни произносят только первое благословение. В субботу заповедь арбат а-миним не исполняют. Если первый день Суккот выпадает на субботу, то во второй день праздника, перед тем как в первый раз в этом году исполнить заповедь, произносят оба благословения.
В первый день праздника заповедь можно исполнить только теми арбат а-миним, которые принадлежат женщине. Поэтому если она их не купила, а берет у мужа, он должен подарить их ей. Если замужняя женщина берет их у постороннего человека, тот человек должен подарить их ей на условии, что они не становятся ее мужа, ибо то, что попадает во владение жены, автоматически становится имуществом ее мужа. В остальные дни праздника арбат а-миним могут быть одолженными у другого человека с его согласия или даже без его ведома.
Для исполнения заповеди в правую руку нужно взять лулав, три веточки адаса и две веточки ивы. Желательно, чтобы все три вида были связанны между собой в единый букет с помощью оторванных от этого или другого лулава листьев. Листья лулава прикреплены к стволу и с внешней стороны создают форму треугольника. Во время исполнения заповеди лулав нужно держать острой верхушкой кверху, обратив к себе его внешнюю сторону (треугольную, которая обычно бывает более зеленой). Веточки адаса располагают справа от лулава, веточки аравы — слева. Причем лулав выдается над остальными видами по крайней мере на 10см, а веточки мирта, должны быть немного выше веточек аравы.
Перед тем, как произнести благословение, в правую руку берут связку, содержащую лулав, мирт и адас, а в левую руку берут этрог так, чтобы его верхняя часть была обращена книзу, а нижняя, т.е. та, где он крепится к дереву, была обращена кверху. После того, как произнесли благословение (а исполняя заповедь первый раз, два благословения), переворачивают этрог, соединяют его с остальными видами и делают всеми четырьмя видами, держа их в обеих руках покачивающие движения в шести направлениях: на восток, на юг, на запад, на север, вверх и вниз.
Совершая движения лулавом, следует иметь намерение, что Всевышний является единовластным господином всего мира: четырех сторон света, небес и земли. Кроме того, согласно Каббале, в этих движениях есть сила отвратить материальное и духовное зло и привести в мир добро и благополучие.