Один из великих мудрецов Израиля спросил: «Почему именно к празднику Суккот относится заповедь «Радуйся в праздники свои и будь счастлив»? И почему он называется «временем радости нашей», а в Песах нам прямым текстом не заповедано радоваться? Чем Песах отличается от Суккот?» На это он ответил так: «В Суккот сказано: «Каждый житель в Израиле пусть живет в шалашах», и наши мудрецы истолковали это так: Все евреи достойны жить в одной сукке».
Суккот – это праздник единства. В это время приглашают в гости и все навещают друг друга. Это приносит большую радость. А в Песах каждый следует тому, насколько строго он соблюдает запрет пользоваться хамцом, и каждый придерживается своих правил: один ест только мацу ручного изготовления, второй не кушает рис и бобы, третий воздерживается от использования чего-то еще.
Все евреи святы, и каждый унаследовал семейные обычаи от своих предков, но нет радости, когда каждый закрывается в своем углу и ест из своей тарелки…
Четыре растения, используемые в Суккот, как известно, тоже указывают на единство народа Израиля. В Гмаре говорится об этом следующее (Менахот, 27а): «Четыре вида [растений] в связке лулава – два из них дают плоды, а два не дают. Одни нуждаются в других, и человек не может исполнить свою обязанность, пока все они не окажутся в одной связке. Так и евреи не получают ответа на молитвы, пока не объединяются вместе».
Мидраш (Ваикра Раба, 30:12) сообщает еще больше подробностей. Как у этрога есть вкус и запах, так и в народе Израиля есть люди с Торой и добрыми поступками. У фиников есть вкус, но нет запаха, и потому пальмовые ветви соответствуют тем, кто обладает Торой, но лишен добрых поступков. У мирта есть запах, но нет вкуса – он соответствует тем, кто совершает добрые поступки, но не владеет Торой. У ивы нет ни вкуса, ни запаха – так и в народе Израиля есть люди, лишенные и Торы, и добрых поступков.
И что же Творец делает с ними? Погубить их никак нельзя. «Сказал Святой, благословен Он: пусть свяжутся все в одну связку, и тогда одни искупят других».
Это проявление единства на фоне столь сильных различий.
Давайте исследуем сказанное. Бывают евреи нескольких видов: есть мудрецы Торы, вовлеченные в дела общества. Они освещают путь, советуют и направляют. Их уподобляют этрогу – «плоду великолепного дерева», у которого есть и вкус, и запах. Встречаются ученые в Торе, закрывающиеся в своих «четырех локтях». О них сказано: «Праведник, как пальма, расцветет». Встречаются деловые люди, которые посвящают себя обществу – занимаются помощью ближним и благотворительностью. Они заботятся, помогают и поддерживают. Счастлива их участь! А есть рядовые евреи. Они верующие, дети верующих, соблюдают Шабат и накладывают тфилин. Такие вот простые евреи. Возможно, они и составляют большую часть народа. Что же делать с ними? Для них остается надежда: быть в одной связке с остальными, как равные среди равных.
Но нам и им нужно знать: есть различные уровни и приоритеты. Прежде всего, этрог – это самое ценное и важное среди четырех растений, стоящее отдельно от остальных. Он включен в эту четверку растений, но не находится в связке с остальными.
Среди остальных самый высокий – лулав (пальмовая ветвь). За ним идет ветка мирта.
Поэтому мы должны уметь ценить и уважать, прежде всего, мудрецов Торы, а уже после них – тех, кто занимается практическими заповедями.
Так гласит Алаха: лулав должен быть самым высоким, после него – мирт, а ива должна быть ниже их обоих (Шулхан Арух, Орах Хаим, 651:1).
Так выглядит истинная лестница, состоящая из разных уровней. Здесь нет иллюзорного и искусственного уравнивания и размывания границ.
В семье тоже есть единство, но при этом уважение воздается старшим. В противном случае останется лишь бесформенность и хаос. Это будет уже не единство, а беспредел.
Когда ива соединяется с другими растениями и знает свое место среди них, тогда о них говорится: «И радуйтесь перед Б -гом Всесильным вашим семь дней». Но в заключительный день Ошана Раба ива отделяется от остальных. Она словно хочет продемонстрировать всем свое достоинство, но вместо этого ею начинают бить по полу.