«И дал Моше им– колену Гада, и колену Реувена, и половине колена Менаше, сына Йосефа (землю на восточном побережье Иордана)» (Бемидбар, 32:33).
Почему Моше дал также и половине колена Менаше наследие на восточном побережье реки Иордан, ведь они об этом не просили (в отличие от колена Гада и Реувена, см. Бемидбар, 32:3-5)? И почему была дана земля Менаше (по какому праву)? Ведь с коленом Гада и Реувена было заключено «двойное условие» («… если исполните то, что пообещали – воевать за эту землю – будет вам эта земля; а если не исполните – грех настигнет вас…»), а с Менаше не было никаких условий, которые надо было выполнить?
В качестве ответа на эти вопросы приводит Нацив (рав Нафтали-Цви Йеуда Берлин из Воложина) слова Иерусалимского Талмуда (Бикурим, 1:8) о том, что половина колена Менаше получила там надел не по собственному желанию. И объясняет: Моше желал, чтобы половина колена Менаше получила удел вместе с коленами Гада и Реувена и поселилась за Иорданом, так как Моше видел, что на восточном берегу Иордана остается очень мало Торы (ведь подавляющее большинство евреев не там), да и ее сила там снижается (поскольку основная сила Торы – в основной части Святой Земли, на западном берегу Иордана). Поэтому постарался поселить там мудрецов, которые освящали бы тьму той земли светом своей Торы. А из стихов в Танахе мы видим, что представители колена Менаше были мудрецами Торы и главы ешив. Поэтому постарался Моше привести их туда и не ставил перед ними условий, как для Гада и Реувена.
Нам необходимо понять: если причина, по которой Моше поселил представителей колена Менаше на восточном побережье, – для того чтобы там были мудрецы Торы, почему он поселил там только половину этого колена, а не всё колено.
Думаю, что причина на это заключалась в следующем: Моше желал, чтобы была сильная связь между евреями на двух побережьях реки Иордан и евреи на западном побережье не были обособленны. Для этой цели он поселил там только половину колена Менаше – родственная связь между двумя частями колена, несомненно, будет соединять между евреями, считал он. Более того, изучение Торы сплачивает людей как ни что другое (как мы видим из сказанного в трактате Гитин). Поскольку представители колена Менаше были мудрецами Торы, её изучение сплачивало их.