«И было: когда пришел Йосеф к своим братьям… И взяли его и бросили в яму… И подняли глаза свои и увидели: вот караван ишмаэлим (арабов) подходит из Гилада, а их верблюды несут благовония и бальзам и лот... И сказал Йеуда: … давайте продадим его ишмаэлим». (Берейшит 37:23-27)
Почему Тора, «экономная» в каждом слове, подробно перечисляет, что несли верблюды ишмаэлим? Объясняет Раши, что Тора привела этот перечень, «чтобы сообщить вознаграждение праведным». «Обычно, — пишет Раши, — арабы перевозят дурнопахнущие нефть и скипидар; для Йосефа же Творец «подготовил» таких арабов, которые торгуют благовониями. Это чудо Творец сделал, чтобы Йосефу не страдать от дурного запаха».
Многие комментаторы спрашивают: в чём была необходимость этого чуда? Ведь у Йосефа произошла настоящая трагедия, с которой тяжело что-либо сопоставить: он был разлучен со своим дорогим отцом, Яоковом, и дедом, Ицхаком, самыми большими праведниками в мире, у которых непрестанно учились служению Б-гу и жизненным путям. Его собственные братья, которых он горячо любил, замыслили его хладнокровно убить. И, в конце концов,он был продан в рабство мерзким и низменным людям. Неужели в это тяжёлое время мысли Йосефа были свободны для того, чтобы наслаждаться благовониями?!
В Телзе обычно говорили как ответ на этот вопрос, что Йосефу не нужны были благовония, но ему был нужна улыбка Творца. Творец как бы протянул Йосефу Свою руку и сказал: иди за Мной, не бойся, Я веду тебя по этому незнакомому тебе пути. И это подобно человеку, который едет по неведомым извилистым улицам с опытным водителем. Поскольку пассажир понимает, что водитель досконально знает эти дороги, он абсолютно спокоен: он уверен, что водитель довезёт его до конечного пункта по оптимальному маршруту. И так сказал царь Давид (Теилим 3:4): «Даже если иду долиной тьмы – не устрашусь зла, ибо Ты со мной».
У каждого человека есть в жизни тяжёлые часы, в которые ему кажется, что он потерялся в «лабиринте жизни». Однако в различные моменты Творец посылает ему тут и там различные «озарения», цель которых — намекнуть человеку, что он не один: Творец ведёт его по этому лабиринту. И если человек сможет обратить внимание на эти «озарения» и понять намёки Творца, вся его жизнь превратится из темноты в большой свет. И так сказал Давид (Теилим 139:11): «И сказал я: тьма скроет меня, и (вдруг) ночь – (превратилась) в свет для меня!»
Этот матерьял был опубликован на сайте «Беерот Ицхак«