Недельная глава Пинхас (Бемидбар, 25:10-30:1)
Термин, которым Тора пользуется для обозначения праздника — это моэд (מוֹעֵד), что буквально означает «установленное время», а также «встреча, собрание».
Еврейские праздники — это специально «установленные времена», отведенное нам для «встреч», потому что именно во время праздников у нас есть все условия для встречи с Богом и с теми частичками себя, которые порой мы, к сожалению, упускаем из виду из-за многочисленных задач и отвлекающих факторов повседневной жизни.
Все праздники имеют свою уникальную тему и энергию. Каждый из них дает нам возможность испытать и усвоить определенное влияние времени: пережить Исход и свободу в течение Песаха, дарование Торы и духовное просвещение — в Шавуот, святость и искупление — в дни Рош а-Шана и Йом Кипура, а радость — в Суккот.
В нашей недельной главе Торы, Пинхас, перечислены подношения, которые нам заповедано возносить в Святом Храме в каждый из этих святых праздников. Однако, несмотря на то, что этот отрывок начинается упоминанием моадим, праздников, кажется, будто Тора отходит от этой темы, описывая вдруг ежедневные общественные жертвоприношения.
Но ведь ежедневные жертвоприношения уже упоминались Торой ранее. Так почему же они повторяются здесь? Если конкретизировать вопрос, то почему они вновь упоминаются уже в контексте святых праздников?
Дело в том, что мы склонны рассматривать свою жизнь как разделенную между обычными и необычными явлениями, между рутиной и волнением перед новым опытом, между привычкой и вдохновением.
Бывают времена, когда в душе появляется ощущение праздника. Влияние руки Всевышнего, которая вывела наших предков из Египта, снова отчетливо чувствуется в нашей жизни. Мы ощущаем, как Сверху на нас льется яркий искристый свет, как ветер вдохновения подхватывает наши крылья; мы чувствуем вдохновение и энтузиазм, пронизывающие все наше тело. Но так же бывают дни, когда мы чувствуем себя ничем не примечательными, скучными и бесполезными, когда мы обесточены и лишены энергии, приятного волнения и каких-либо целей.
Тора стремится научить нас тому, что, по правде говоря, каждый миг нашей жизни — это отдельное чудо, а каждый день — праздник. Обычных дней попросту не бывает. Великолепный рассвет и прекрасный закат — это ничуть не меньшее проявление Божественной силы, чем чудеса, сопровождавшие исход нашего народа из Египта.
Рассказывая о ежедневных приношениях, Тора говорит:
И говорил Бог, обращаясь к Моше, так: “Повели сынам Израиля и скажи им: жертву Мне, хлеб Мой в огнепалимые жертвы Мне, в благоухание, приятное Мне, соблюдайте приносить мне в установленное время… Годовалых ягнят без порока — двух в день, во всесожжение постоянное. Одного ягненка приготовь утром, а другого ягненка приготовь в послеполуденное время.1
Тора относится к каждому дню как к уникальному «установленному времени». Как пишет об этом Раши:
В установленное время: каждый день — это установленное время, предписанное для постоянных жертвоприношений.
Раши говорит нам, что каждый, даже самый обычный день, в действительности может стать моэдом, праздником — днем, наполненным энтузиазмом, святостью и ликованием.
Если мы выделим и установим время для того, чтобы ощутить все те благословения, которыми Бог нас щедро наградил, если мы отведем часть каждого дня для выполнения цели своего творения, тогда все дни нашей жизни станут праздниками.2
Сноски
- Бемидбар, 28:1-3.
- Адаптировано из Ликутей Сихот, Пинхас, т. 28, сиха 2.