Каждое утро мы произносим благословения — благословения, в которых мы благодарим Б-га за Его милость и все добро, постоянно ниспосылаемое нам. Эти благословения — «бирхот ашахар«, которые наши мудрецы установили произносить каждое утро, вселяют в нас сознание того, что сама жизнь, возможность открыть глаза, и все, чем мы владеем — от Б-га.
Утренние благословения начинаются благословением «аль нетилат ядаим» — на омовение рук.
Затем произносят благословение «ашер йацар», в которой благодарят Б-га за мудрое создание тела; в «элоай нешама» — благодарят за сотворение души.
Каждое утро вместе с утренние благословения говорят бирхот атора — благословения на изучение и занятие Торой.
Изучение Торы — основа исполнения всех заповедей. Через Тору человек познает Творца и приходит к практическому исполнению Его заповедей. Еврей обязан заниматься Торой всю жизнь, как сказал Б-г (יהושע א׳,חי): «Трудись над ней (Торой) днем и ночью». Также сказано: «Изучение Торы засчитывается, как все остальные мицвот вместе взятые» (מסכת פאה, פרק א).
В бирхот атора выражено огромное значение этой заповеди. Эти благословения следует произносить особо добросовестно и с радостью — в них мы благодарим Б-га за то, что он избрал нас изо всех народов.
Нельзя изучать Тору и все связанное с ней, пока не произнесены эти благословения. Тот, кто начинает изучение до утренней молитвы, должен перед этим сказать бирхот атора.
Бирхот атора состоят из трех благословений. В первом мы благодарим Б-га за то, что нам велено изучать Тору, во втором просим, чтобы ее учение было нам приятно и чтобы мы и наши потомки во всех поколениях удостоились изучать Тору, и в третьем благодарим Б-га за то, что Он избрал нас изо всех народов и именно нам дал Тору.
В книге «Мишна Брура» сказано: «Отец и мать должны постоянно молиться за своих сыновей, чтобы они изучали Тору, были праведны и обладали высокими духовными качествами.
После бирхот атора следует немедленно приступить к изучению Торы. Для этого читают «биркат коаним «(благословение коэнов) и Мишну, помещенную в сидуре после бирхот атора.
Если кто-нибудь не прочел утренние благословения до утренней молитвы, то он может прочесть их и после нее, за исключением благословения на омовение рук, которое после молитвы не говорят, и благословений «Элоая нешама» и бирхот атора, относительно которых существуют сомнение, можно ли произносить их после молитвы. Поэтому надо всегда читать эти благословения до молитвы.
Подробнее об утренних благословениях читайте здесь.