Рассказать о чудесах? Это совсем не просто
Рамбам пишет (Яд а-Хазака, Законы квасного и мацы, 7:1) о том, что в пасхальную ночь «существует повелительная заповедь из Торы рассказать о чудесах и удивительных событиях, которые произошли с нашими предками в Египте».
Рамбам продолжает: «И следует делать изменения в эту ночь, которые побудят детей задавать вопрос: «Чем отличается эта ночь от других ночей?» И отец в ответ расскажет им о чудесном выходе из Египта».
Из этого мы учим, что рассказчик должен стараться, чтобы повествование было прямым ответом на вопрос сына.
Почему следует вести себя именно таким образом?
Чтобы дать ответ на этот вопрос, приведу следующую историю.
Это была чужая змея. По мне она не ползла
Как-то некий рав ехал по своим делам в такси, а водитель, развлекая его, рассказал раву любопытную историю из того времени, когда он служил в армии солдатом.
Однажды ночью в солдатской казарме, раздался истошный крик.
Все проснулись и бросились к солдату, который стоял около своей кровати, не двигаясь с места, и издавал этот ужасный крик.
Сначала все решили, что произошел теракт, и солдат пострадал, но внезапно все увидели: по телу солдата ползет змея!
Казарма оцепенела, и в первую минуту никто ничего не мог предложить.
Вдруг командир дал команду солдату замереть и не двигаться (хотя солдат и без того абсолютно оцепенел), и решил стрелять в голову змеи. Однако солдат попросил его не делать этого.
Еще несколько секунд прошли в полной беспомощности.
Тем временем к солдату подошел его религиозный сослуживец, встал рядом с ним и начал читать Криат Шма.
Еще мгновение, и змея повернула свое движение вспять. К тому моменту, когда закончилось чтение Шма, змея совершенно сползла в сторону и покинула солдата.
Переживший ужас надвигающейся гибели и так неожиданно спасенный, солдат принял решение сделать тшуву.
Раввин дослушал до конца историю таксиста, с пониманием отнесся к желанию солдата сделать тшуву и вдруг, неожиданно для собеседника, спросил:
— А ты почему не сделал тшуву?
— Но не по мне же ползла змея!? – сказал водитель такси и добавил, — Я был просто зритель.
Личное переживание
Эта история убеждает нас в том, что только личное переживание способно повлиять на человека и изменить его.
Следовательно, наша задача, как можно ближе к душе и сердцу ребенка вести свое повествование! А это достигается, между прочим, и тем, что ребенок задает вопросы.
Никакие вопросы больше не нужны
Приведенное выше объяснит на странную, на первый взгляд, историю, приведенную в Талмуде. Талмуд рассказывает, что рав Нахман – выдающийся законоучитель, глава общины в Неардее, задал во время пасхального седера вопрос своему рабу, по имени Дару, о том, что было бы, если бы его хозяин отпустил его на свободу и дал бы ему в награду за труды и серебро, и серебряную утварь, и разные дорогие вещи… Глаза Дару загорелись, и он сказал, что нужно было бы благодарить за это Творца и прославлять Его. Увидев это, рав Нахман понял, что никакие вопросы ему больше не нужны и можно начинать повествование и без них.
Что же произошло? Почему в этой ситуации не было необходимости в вопросах?
Дело в том, что рав Нахман увидел у Дару лично переживание, и тем самым понял, что цель была достигнута и без вопросов.