Вопрос
Здравствуйте. Расскажите, пожалуйста, о кольцах жениха и невесты, когда и как они появились в иудаизме и каббале. Заранее благодарен за ответ.
Ответ раввина
В Мишне (Кидушин 1, 1) упоминаются три вида действий, в результате которых мужчина и женщина становятся мужем и женой. Один из этих видов — «освящение» женщины («посвящение» её в жёны) с помощью денег. Т.е.: мужчина в присутствии двоих свидетелей (удовлетворяющих определённым требованиям) даёт женщине некую сумму денег (не менее пруты) или какой-либо предмет стоимостью от пруты и выше с намерением вступить с ней в брак и объявляет, что делает это с целью заключения брака. Женщина принимает этот предмет или деньги по доброй воле с целью вступить в брак. Эти действия делают их мужем и женой.
И хотя «освящение» можно осуществить с помощью любого предмета, ценность которого не меньше пруты, «Сэфер а-Хинух» (мицва 552) пишет, что все евреи по обычаю «освящают» жён именно кольцами. Сэфер а-Хинух объясняет смысл этого обычая так: кольцо на пальце женщины всегда напоминает ей о том, что она замужем. Этот обычай упоминается также в Шулхан Арухе (Рамо, Эвен а-Эзер 27).
Это древний обычай, он упоминается уже в книге рабби Шимона бар-Йохая (который жил примерно 2000 лет назад) «Тикунэй Зоар». Там разъясняется смысл обычая в соответствии с Каббалой.
Интересно привести объяснение, упоминаемое в «Даат Зкеним» (этот комментарий был написан авторами Тосфот примерно 800 лет назад): перстень, который дал Йеуда Тамар (недельная глава Вайешев, Берешит 38, 18) был обручальным кольцом. Согласно этому объяснению, обручальное кольцо упоминается уже в Торе.
Поскольку брак получает законную силу именно в результате вручения (кольца) мужчиной женщине, у евреев, соблюдающих Тору и заповеди, обручальные кольца носят только женщины, но не мужчины.