Б-г добавляет особый день в конце Суккот, день великой близости с Творцом, так как Он просит Его еврейских детей провести с Ним ещё какое-то время вместе.
Представьте, что вы устраиваете большую вечеринку и приглашаете на нее всех, кого знаете. Но это не «обычная» вечеринка, а целая неделя торжества, еды, питья, музыки и веселья. Однако в конце недели всё заканчивается, и гости собираются уходить. Как хозяин дома, вы подходите к нескольким вашим самым близким друзьям и шепчете: «Задержитесь после того, как все уйдут — я приберёг для вас кое-что особенное».
Каждый год Б-г вместе с нами празднует недельный праздник Суккот. В древние времена в Иерусалиме во время службы в Святом Храме, в течение всей недели праздника, приносились в жертву около 70 быков. Талмуд поясняет, что каждый закланный бык — это символ одного из народов мира. Храм не ограничивался службой во имя евреев. Когда царь Шломо построил Храм, он просил Б-га внимать также и молитвам неевреев, которые придут на поклонение — Шмуэль (I и 2) , (1 Книга Царей 8:41-43). Пророк Йешаяѓу ссылается на Храм как на «Дом всех народов» (Йешаяѓу 56:7).
Храм был универсальным местом духовности, той точкой отсчета и отправления, из которой духовность Творца распространялась по всему миру. Не случайно Талмуд говорит, что если бы римляне осознавали, какую выгоду можно извлечь из Храма, они никогда бы его не разрушили.
Б-г выделяет особый день в конце Суккот. Он называется Шмини Ацерет, буквально «восьмой день собрания». В этот день приносили лишь одного быка, который символизировал еврейский народ. Это был день необычной теплоты — тесной близости евреев со Своим Создателем, так как Он просил своих детей (евреев) остаться с Ним для того, чтобы провести этот день вместе (Талмуд, Суккот 55 б).
Шмини Ацерет — это полноценный государственный праздник, как описано в разделе Ваикра 23:36. Несмотря на то, что этот день следует сразу же после праздника Суккот и часто считается неразрывным с ним, это, по сути, отдельный праздник. Поэтому в день Шмини Ацерет читается благословение Шехехияну, а повеление пребывать в сукке —становится необязательным.
Лестница с семью ступенями
Нахманид (XII век, Испания) объясняет красивую каббалистическую концепцию:
«Семь — это число натурального, естественного хода вещей: семь дней недели, семь нот музыкального стана и семь направлений (влево, вправо, вверх, вниз, вперёд, назад и в центр). „Семь“ — это семь дней праздника Суккот — это полнота самой природы. «Восемь“ — это Шмини Ацерет — это выход за пределы природы, за ее границы».
Еврейский народ, отмечает Талмуд, находится за пределами природы, за границами естественного, разумного хода вещей. Мы пережили немыслимые преследования, изгнание, лишения, ссылки … И всё же мы выжили и процветаем в благополучии за пределами обычного разумного понимания событий. Марк Твен писал: «Всё в этом мире преходяще, кроме евреев; исчезает любая сила и мощь, но этот народ выживает. В чём секрет его бессмертия?»
А «секрет», как мы знаем, — это особый дар, вручённый еврейскому народу, — Тора. Рав Эммануэль Фридман поясняет: «Тора — это таинственный мост, соединяющий еврея и Б-га, через который они взаимодействуют и общаются, и, благодаря этой связи, Б-г хранит свой завет с Его народом, чтобы поддерживать и защищать его».
Поэтому не случайно, что в Шмини Ацерет мы отмечаем завершение годового цикла чтения Торы и начало нового цикла. Это событие называют Симхат Тора — дословно «радость Торы». (За пределами Израиля Симхат Тора празднуется на следующий день после Шмини Ацерет).
Почему мы завершаем годовой цикл чтения Торы и начинаем его в один и тот же день, не прекращая годовой круг познания? Мудрецы объясняют: «Цель такого годового круга в том, чтобы показать, что Тора всегда возлюблена нами как нечто новое, а не как старая заповедь, которая больше не представляет ценности для человека, и ее повторяют по привычке. Коль скоро она для нас всегда нова, мы бежим навстречу к ней, торжественно чествуя её, и наша радость не знает границ». Мы поём и танцуем несколько часов вокруг Бимы (возвышенное место в синагоге, где читается Тора), выносим Свиток Торы на руках, прижимая его к груди, и не скрываем своей радости от возможности приблизиться к Б-гу.
В Шмини Ацерет, в завершение праздничного сезона, мы произносим особую молитву о дожде. Дождь в Эрец Исраэль есть особый дар Творца, благословение на плодородие и изобилие. Благодаря тяжёлой одухотворенной работе в Элул, Рош ѓа-Шана, Йом Кипур и Суккот, мы завершили долгий путь длиною в год. Теперь наша задача — сохранить нашу радость, общий сердечный порыв и донести накопленную энергию духа до конца наступившего нового года.