Сказано в Пиркей Авот:
«Если не сейчас, то когда?»
Вчера – уже нет, а завтра – еще нет
От имени рава Исраэля из Саланты (Раби Исраэль бар Зеев-Вольф Липкин, 19 в., один их духовных лидеров своего поколения, основатель этического движения Мусар; Венгрия), приводят следующее изречение:
«Вчера – уже нет, а завтра – еще нет».
Имеется в виду, что у человека есть возможность действовать только в настоящем, ведь страница прошлого уже перевернута, а над будущим он пока еще не властен.
Радбаз (раби Давид бен Шломо ибн Ави-Зимра (кабалист, 15-16 вв., Испания) пишет интересную вещь, что, если человек заключен в тюрьму и начальник тюрьмы соглашается дать ему возможность единственный раз в году помолиться одну молитву в миньяне, не следует ждать ни Рош а-Шана, ни Йом Кипура, а пусть помолится ближайшую же молитву.
Не откладывай на завтра то, что ты можешь сделать послезавтра
Тот, кто привык откладывать на потом то, что может сделать в настоящий момент, в конце концов рискует главные дела своей жизни так никогда и не сделать, ведь завтра скорей всего тоже найдется повод перенести на другой день и послезавтра, и послепослезавтра… И об этом говорит еврейская поговорка: «Не откладывай на завтра то, что ты можешь сделать послезавтра».
О таком человеке сказали наши мудрецы (Пиркей Авот, 2:4):
«Не говори: я поучусь не сейчас, а когда освобожусь», — потому что ты, без сомнения, никогда не освободишься».
По этой причине человеку не следует откладывать работу над самоисправлением на более свободное и спокойное время или время, когда появится больше денег и прочее, ведь заботы этого мира не иссякают, и, подобно тому, как он сегодня отложил эту работу на завтра, завтра, когда будут новые заботы, он отложит ее еще дальше.
8 дополнительных причин
Рабейну Йона в книге Врата Праведности приводит 8 дополнительных причин, почему человеку не следует откладывать старания исправить себя на то время, когда он будет более свободен. Вот эти причины:
Первая причина. Когда он соберет и скопит, ему захочется к скопленному добавить еще. Как сказали мудрецы, человек уходит из этого мира, не достигнув и половины того, что желал: если имеет сто, жаждет удвоить, а получив двести, жаждет четыреста. И так написано (Коэлет, 5:9): “Кто любит деньги, тот не насытится деньгами”.
Вторая причина. Время течет, а работы много: работы по изучению Торы, исправлению души и достижению достоинства любить Всевышнего, испытывать страх пред Ним и стремится к Нему всем своим существом. Как сказали мудрецы: «День короток, а работы много».
Третья причина. Если исправление души задерживается, человека настигает преступление, и он грешит ежедневно и постоянно.
Четвертая причина. Чем дольше задерживается исправление души, тем больше усиливается злое начало и тем труднее будет человеку исправить себя, как написано об участке поля ленивого (Мишлей, 24:31): “И вот, зарос он весь крапивою”. И сказали мудрецы (см. Авода зара, 17а), что, когда злое начало привязалось к преступлению, оно становится как идолопоклонство, и очиститься почти невозможно. И сказали еще: “Привычка властвует над всем”.
Пятая причина. Человек не знает, продлятся ли его дни и не умрет ли он прежде, чем исполнит то, что полагается для раскаяния. Поэтому Шломо предостерегает (Коэлет, 9:8): “Во всякое время да будут белы одежды твои”.
Шестая причина. Когда человек запаздывает с раскаянием, его преступления становятся застарелыми, и он забывает свою скорбь о них и не беспокоится, как прежде.
Седьмая причина. Когда он становится старым и сила злого начала слабеет, человек не получает такую же награду за раскаяние, какую получил бы, исправившись в юности, когда соблазны еще очень велики.
И сказали мудрецы о написанном (Теилим, 112:1): “Счастлив человек, боящийся Господа”, — счастлив тогда, когда он еще чист и силен.
И сказали еще про того, кто уже стал вором: “Если вору нечего украсть, он старается показать себя честным человеком”.
Восьмая причина. В старости, когда нет силы чувств, у человека нет сил и для того, чтобы найти новый подход и делать умозаключения, с помощью которых можно бороться против своего злого начала, достигать высоты человеческих достоинств и усердно трудиться над Законом, как сказано (Коэлет, 12:1): “И помни о своем Создателе с юных дней, пока не пришли худые дни и не наступили годы, о которых скажешь: нет мне в них проку”.
Вот почему следует побыстрее искать себе убежище в Торе и самосовершенствовании, как сказано (Теилим, 119:60): “Спешил я и не медлил хранить заповеди Твои”».