Самый красивый город
Талмуд (Сукка, 51 б) говорит: «Тот, кто не видел Иерусалим во время его величия, никогда не видел красивого города». А в трактате Кидушин (49 б) сказано: «Десять мер красоты досталось миру – девять (мер) взял Иерусалим, а одну меру — весь мир». Из стихов Танаха мы видим, насколько велика была эта красота в глазах его авторов. Так, царь Шломо в Шир ѓа-ширим, (Песнь Песней Соломона (6, 4) восхваляет красоту возлюбленной («возлюбленная» в книге Песня Песней – это аллегория еврейского народа, см. Любовная песнь может быть священной?), уподобляя ее красоту красоте Иерусалима.
Особенная красота жителей Иерусалима
Жители Иерусалима также отличались особой красотой. В трактате Бава Мециа (84 а) приводится высказывание рабби Йоханана, которого называли одним из последних красивых жителей Иерусалима. Однажды он купался в реке, и его увидел Реш Лакиш, бывший тогда разбойником. Реш Лакиш решил, что это красивая женщина, и кинулся за ней в реку. Рабби Йоханан сказал ему: «Если ты оставишь свои пути и будешь учить Тору, ты сможешь жениться на моей сестре, ещё более красивой, чем я». Впоследствии Реш Лакиш стал великим учёным. Чтобы мы могли хоть как-то представить красоту рабби Йоханана, Талмуд предлагает взять серебряный бокал сразу же после того, как он был произведен, наполнить его гранатовыми зернышками, окружить красными розами и поставить его в месте не слишком темным и не слишком светлым. «Эта красота будет в чем-то походить на красоту рабби Йоханана», — утверждает Талмуд.
Золотой Иерусалим
Во времена мудрецов Мишны было принято, чтобы невеста одевала золотой венец, который был сделан в форме Иерусалима (Сота, 59 б). Этот венец назывался «Золотым Иерусалимом» или «Золотым городом». Было также принято, чтобы муж дарил праведной жене венец «Золотой Иерусалим» (Шабат 59 б) – это украшение символизировало добрые поступки жены (Виленский Гаон в комментарии на Мишлей, 1, 9). Талмуд (Недарим, 49 б) рассказывает, что рабби Акива весьма ценил самоотверженность его жены во имя того, чтобы он мог изучать Тору, и считал, что вся Тора, которой он удостоился, была заслугой его праведной жены. Чтобы выразить свою благодарность, рабби Акива подарил ей венец «Золотой Иерусалим».
Почему Иерусалим так называется (Йерушалаим)?
В Пятикнижии ни разу не встречается название «Иерусалим», первый раз мы видим это название в книге Йеѓошуа (10, 1). В то же время в Пятикнижии у этого города мы находим два названия: Йирэ и Шалем. Йирэ — потому что написано (Берешит 22, 14): «И нарёк Авраам имя месту тому “Господь усмотрит (ир-э)”. Посему ныне говорится: “На горе Господней усмотрится (йераэ)”». Иерусалим называется так потому, что здесь люди находятся под особым «присмотром» Всевышнего. Шалемом («полным», «совершенным», «целостным») город назван в следующем стихе (Берешит 14, 18): «И Малки-Цедэк, царь Шалема…». Иерусалим назван так потому, что его жители были совершенны по своим качествам, жили между собой в мире (би-шлемут) и единстве (см. Мешех хохма 22, 14).
Мидраш («Берешит Рабба» 56, 10) говорит, что слово Йерушалаим — это сочетание двух этих названий — Йирэ и Шалем.
70 названий
У Иерусалима есть множество названий. Мидраш (мидраш Зута, Шир ѓа-ширим, 1) приводит список из 70 названий Иерусалима.
Стремление к Иерусалиму
На протяжении тысячелетий для евреев Иерусалим был причиной их радости и грусти, как сказал царь Давид (Теѓилим, 137, 5):
«Если я забуду тебя, Иерусалим, да забудет меня правая рука моя. Да прилипнет язык мой к гортани, если я не буду помнить тебя, если я не вознесу Иерусалим во главе радости моей».
Где бы евреи не были, они чувствовали постоянную связь с Иерусалимом, как сказал рабби Иеѓуда ѓа-Леви, автор книги «Кузари»: «Я на западе, а сердце мое на востоке».
Пророки из Иерусалима
Талмуд (Мегила, 15 а) утверждает, что каждый пророк, который упомянут в Танахе, и о котором не сказано, какого он города житель, он, несомненно, житель Иерусалима. И это – из-за того, что Иерусалим был городом, в котором царствовал особенный дух пророчества.
Постоянные чудеса
Во времена Храма в Иерусалиме происходили постоянные чудеса. Так, в трактате Авот (5, 5) сказано, что в Иерусалиме не случалось, чтобы кого-то укусила змея или скорпион, и никогда не было такого положения, чтобы для евреев стало тесно, и не было достаточно места для находящихся там. И это, несмотря на то, что три раза в год все евреи должны были подниматься в Иерусалим.
Молиться в сторону Иерусалима
Евреи, где бы они ни были, должны молиться в сторону Иерусалима. Выходит, что все евреи обращают свой взгляд к одному месту.
Храм именно в Иерусалиме
После того, как был построен Храм в Иерусалиме, запрещено где-либо в другом месте приносить жертвоприношения.