1. Четвертый сын Яакова и Леи
Лея стала первой из четырех жен праотца Яакова и матерью первых четверых его детей. А всего она родила шестерых из 12 сыновей и еще дочь Дину.
После рождения четвертого, Йеуды, она наконец обрела счастье в супружестве и на какое-то время перестала рожать.1 Младшие два сына Леи и дочь появились на свет только после того, как родилось по двое сыновей у Бильи и Зильпы, служанок Рахели и Леи, также ставших женами Яакова.2
2. Йеуда означает «хвала» и «признание»
Когда родился Йеуда, Лея сказала: «На этот раз я восхвалю Господа!»3 Корень этого имени относится к словам «благодарить» и «признавать». Именно от него произошло общее название нашего народа: на иврите «евреи» — это йеудим.
3. Он предложил продать Йосефа
У любимой жены Яакова, Рахели, после нескольких лет бесплодия наконец-то родился сын Йосеф. Будучи похожим на мать, он стал самым обожаемым сыном своего отца.4 К тому же он был не по годам умен и сметлив, отец выделял его из братьев, в том числе и особой одеждой. И чем старше он становился, тем больше все это воспламеняло ревность у его старших братьев, да и сам Йосеф так или иначе подогревал их чувства иными своими поступками.
Драма достигла апогея, когда братья пасли скот, а отец послал Йосефа их проведать. В порыве гнева сначала они хотели его убить, но старший, Реувен, вступился за него, чтобы он остался жив, а увидев, что мимо проходит караван купцов-ишмаэльтян, Йеуда предложил: «Что пользы, если убьем мы нашего брата и скроем его кровь? Пойдем, продадим его ишмаэльтянам, и руки нашей не будет на нем, ибо наш брат, наша плоть он».5 Среди братьев он был лидером, и они с ним согласились.
Однако сделку совершить не удалось. Пока они сидели и обдумывали, как поступить с Йосефом, неподалеку проходил караван мидьянитян, который они в пылу не заметили, а те, услышав сначала жалобный крик юноши, а потом обнаружив его в яме, сами вытащили его оттуда и забрали с собой как раба, а по дороге продали ишмаэльтянам, которые везли в Египет благовония. Так Йосеф оказался в Египте, где его продали придворному сановнику фараона.6
4. Отселился от семьи
Кроме Йосефа, которого насильно увезли в Египет, Йеуда — единственный из 12 братьев, кто какое-то время жил отдельно от своей многочисленной семьи.
Мудрецы объясняют, что он принял решение отселиться из-за того, что потерял у братьев авторитет. Увидев безутешные страдания отца, те осознали ужас содеянного, а поскольку Йеуда предложил избавиться от Йосефа, продав его в дальнюю страну, стали винить его за то, что он использовал свой авторитет для дурного дела.7 Они упрекали его: «Если бы ты предложил отослать Йосефа к отцу, мы бы с тобой согласились. Но ты захотел его продать».8
Он и сам сознавал свою вину и раскаивался, так что ему было тяжело смотреть братьям в глаза. А позже Тора покажет нам, что Йегуда лидер, который имеет честь признавать свою вину и каяться, не опасаясь за свой авторитет.
5. Двое из его сыновей умерли молодыми
Поселившись отдельно, Йеуда женился на дочери торговца по имени Шуа, а имя девушки в Торе не названо. От нее у него родилось трое сыновей: Эр, Онан и Шела.
Когда пришло время, Эр женился на красавице Тамар, но вскоре умер за свой грех, и тогда его вдова по правилам левиратного брака вышла замуж за Онана, но и тот впал в грех. А когда умер и Онан, Йеуда испугался, что проблема, из-за которой гибнут его сыновья, связана с Тамар. И, несмотря на то, что по закону он должен был выдать ее за младшего, Шелу, он стал искать отговорки и тянуть время, чтобы этот брак не состоялся.9
6. Признал свою вину
Но Тамар была праведной женщиной, а благодаря пророчеству знала, что ей суждено стать родоначальницей особого рода, который произойдет из семьи Йеуды.
Видя, что Шела повзрослел, а его отец о ней будто бы забыл, Тамар, которая мечтала иметь ребенка, решилась на очень рискованный шаг.
Йеуда за это время овдовел, а тут ей сообщили, что он отправился стричь овец. Тогда она переоделась блудницей, закрыв лицо, и села на перекрестке, где он должен был проходить.
Встретив на распутье женщину, сидящую с закрытым лицом и приняв ее за блудницу, Йеуда пообещал ей козленка за ее услуги. А поскольку у него не было с собой козленка, она взяла у него в залог печатку, посох и шнуры от одежды.
В тот самый раз она и зачала. А когда Йеуда отправил ей со своим другом обещанного козленка, тот нигде не смог ее найти, и никто не знал ни о какой блуднице.
Когда беременность Тамар стала заметна, Йеуде доложили, что его невестка нарушила закон и, будучи предназначена Шеле, очевидно, пошла на блуд с другим мужчиной. За подобный проступок женщине полагалась смертная казнь.
А когда Тамар сообщили приговор, ничего никому не сказав, она послала Йеуде доказательства того, что она забеременела от него, ничего при этом не требуя. Иначе говоря, если бы он не пожелал прилюдно признать этот факт, она была готова умереть. Но Йеуда публично признал, что Тамар была права в своем решении, потому что он поступил в отношении нее неправильно.10
7. Его младшие сыновья — близнецы
Тамар родила двух мальчиков-близнецов. Во время родов один из них вдруг высунул ручку, и повитуха даже успела повязать ему на запястье красную нить. После этого младенец втянул ручку – и сразу родился его брат, а тот, что с ниткой на запястье, стал вторым. Первого назвали Зерах («сияние»). А второму, дали имя Перец («прорыв»).11
8. Взял на себя ответственность за Биньямина
Когда в Кнаане начался голод, Яаков отправил сыновей в Египет за зерном. Но Биньямина с ними не отпустил, потому что боялся потерять последнего оставшегося в живых сына, родившегося от его любимой жены Рахели.
В Египте оказалось, что высокопоставленный чиновник, с которым пришлось иметь дело при покупке зерна, никто иной как Йосеф, правда, братья сначала его не узнали и об этом не догадывались.
Не увидев среди них Биньямина, Йосеф забеспокоился и хитростью убедил братьев, что не продаст им зерно в следующий раз, если они не приведут с собой младшего.
Когда запасы, приобретенные в Египте, совсем истощились, братья стали уговаривать отца отпустить Биньямина с ними, ведь в противном случае им негде было взять зерно. Но Яаков сопротивлялся — до того момента, пока Йеуда не взял на себя личную ответственность за его безопасное возвращение: «Я поручусь за него, из моих рук его истребуешь. Если не приведу его к тебе и (не) поставлю его пред тобой, грешен буду я пред тобой во все дни».12
9. Смело отстаивал свою правоту
Когда Йосеф, желая проверить истинное отношение братьев к Биньямину, обвинил младшего брата в воровстве, Йеуда решительно вступил с ним в спор. Он мужественно и страстно противостоял высокопоставленному министру, фактически рискуя своей жизнью, чтобы спасти младшего брата, искупая таким образом свою давнюю ошибку в отношении Йосефа.13
10. Основал ешиву
Выслушав речь Йеуды, Йосеф понял, что пришло время раскрыть себя перед братьями. Для них это было потрясением, сильнейшее смущение овладело ими, но они радовались, что он жив и достиг столь высокого положения. Йосиф с Биньямином плакали, обнявшись. И тогда Йосеф сказал братьям, что не по их воле, а по воле Всевышнего он оказался в Египте на этой должности, чтобы они не пострадали от многолетнего голода, и пригласил их перевезти в Египет все свои семьи во главе с отцом.14
А когда воспрянувший духом Яаков готовился к переезду, раньше всех он послал в Египет Йеуду. Мудрецы говорят, его основной задачей было открыть ешиву, где можно было бы изучать Тору.15
11. Отец сравнил его со львом
Когда на смертном одре праотец Яаков благословлял всех своих сыновей, Йеуду он уподобил молодому льву. В его благословении используется слово «гур», то есть проворный молодой представитель этого семейства кошачьих: «Молодой лев Йеуда, от растерзания, сын мой, ты устранился. Преклонил он колена, лег, как лев и как львица, кто поднимет его!»16
12. Стал прародителем царской династии
Позже в том же благословении Яаков добавил, что «скипетр не отойдет от Йеуды», предсказывая, что его потомки, представители царского дома Давида, начиная с эпохи царей, будут править сынами Израиля и в изгнании, когда они станут экзилархами в Вавилоне, и вплоть до времен Машиаха, который и сам будет потомком Давида.17
Так пусть же мы удостоимся того, чтобы эпоха Окончательного Избавления наступила в скором времени, в наши дни!
Сноски
- Берешит, 29:35.
- Берешит, 30.
- Берешит, 29:35.
- Берешит, 37:3.
- Берешит, 37:26-27.
- Берешит, 37.
- Берешит, 38:1, и комментарий Раши на этот стих.
- Берешит Раба, 85; Танхума.
- Берешит, 38:1-11.
- Берешит, 38:12-26.
- Берешит, 38:27-30.
- Берешит, 42-43.
- Берешит, 44.
- Берешит, 45.
- Берешит, 46:28, и комментарий Раши на этот стих.
- Берешит, 49:9, и комментарий Рашбама на этот стих.
- Берешит, 49:10, и комментарий Раши на этот стих.