Этимология
Этрог (арам. אתרוג) – цитрусовое растение на арамейском. Пишет Рамбан (Ваикра, 23:40), что это слово на арамейском языке обозначает также прелесть, поскольку этрог – это красивый плод. На языке Торы этрог – это ѓадар (הדר), что на святом языке тоже означает великолепие, красота.
Определение
Этрог – плод цитрусового растения «цитрон», который Тора повелевает взять вместе с другими тремя видами растений. Внешне этрог похож на лимон, но отличается от него шершавой кожурой и зачастую большими размерами. У дерева этрога есть дополнительные отличия от дерева лимона.
Источник заповеди
Тора повелевает (Ваикра, 23:40): «И возьмите себе в первый день плод дерева ѓадар, лист пальмовый, ветвь дерева вервяного и ив речных, и веселитесь пред Господом, Б-гом вашим, семь дней». Наши мудрецы учат нас, что «плод дерева ѓадар» – это этрог.
Время исполнения заповеди
Из вышеупомянутого стиха наши мудрецы учат, что Тора заповедала каждому еврею в первый день Суккот взять этрог вместе с другими тремя видами растений, в общей сложности четыре вида – арбаа миним. В остальные дни Суккот по Торе есть обязанность брать этрог только тому, кто находится в Храме (это учат из слов «и веселитесь пред Господом, Б-гом вашим, семь дней», «пред Господом» – это в Храме).
Всё же наши мудрецы обязали каждого еврея брать этрог и в остальные дни праздника – в память о Храме.
С другой стороны, в шабат мудрецы запретили брать этрог, как и другие три вида, даже если первый день праздника выпал на шабат. И это из-за опасения, что еврей перенесет арбаа миним в том месте, где запрещено носить.
Заповедь разрешено выполнять только днем, с восхода и до захода солнца. Постфактум, если взяли арбаа миним с зари, выполнили заповедь.
Имя
Этрог в Торе называется «Плод дерева ѓадар». Он называется так потому, что плод остается (живетדָר – ) на дереве от одного года до другого (два или даже три года).
Исходя из другого значения слова ѓадар – красивый – наши мудрецы учат, что если есть какие-то изъяны во внешнем виде этрога, то он не кошерный, как будет объяснено подробно ниже. Изъянами в красоте являются только такие изъяны, которые получили наши мудрецы по традиции.
Основные законы Этрога
Скрещенный этрог
Скрещенный этрог не кошерный.
Поскольку этрог весьма чувствителен к холоду, его зачастую скрещивают с лимоном или с померанцем. Поэтому следует пользоваться только таким этрогом, относительно которого есть традиция, что он нескрещенный. В наши дни на такие этроги дается эхшер. И только такие этроги стоит покупать для выполнения заповеди.
Пятна
Из того, что Тора называет этрог красивым плодом, учат, что этрог с пятнами или черными точками в верхней трети плода не кошерный. Даже одна черная точка на верхней трети этрога делает его непригодным. Если на нижней части этрога есть минимум три точки, одна из которых заметна, с какой бы стороны мы ни смотрели на этрог (т.е. как бы мы ни крутили плод — они все равно видны), такой этрог также непригоден.
Этрог рассматривают на расстоянии вытянутой руки. Если черная точка на этом расстоянии не заметна невооруженным глазом, этот этрог кошерный.
Целостность
В первый день важно, чтобы плод был целым, без отломанных кусочков, порезов, уколов и т.д.
Пригодность к пище
Этрог, который запрещен к употреблению в пищу, не кошерный. Поэтому этрог, который орла (не прошло три года с тех пор, когда он был посажен) или тевель (не были отделены трумот и маасрот), не кошерный.
Размер
Размер этрога — минимум с яйцо (по мнению Хазон Иш, такой этрог весит примерно 100 грамм). Лучше взять этрог, который, по крайней мере, в два раза больше (т.е. весит 200 грамм). Большинство этрогов имеет необходимый размер.
Собственность
Заповедь в первый день суккот можно выполнить только если этрог принадлежит тому человеку, который его берет. В остальные дни суккот можно выполнить заповедь также если это одолженный этрог и он не принадлежит тому, кто его берет.
Кто обязан выполнять эту заповедь?
Женщины
Тора обязывает только мужчин выполнять эту заповедь. Женщины не обязаны ее выполнять – подобно любой другой повелительной заповеди, зависящей от времени. Однако женщина, которая желает того, может ее выполнить, и она получит за нее награду. Выполняя заповедь, ашкеназкие женщины могут сказать на нее благословение, сефардские женщины не говорят на нее благословение.
Дети
Согласно Торе, обязанность выполнять все заповеди начинается для мальчиков с возраста 13-и лет, а для девочек с возраста 12-ли. Наши мудрецы обязали детей выполнять все заповеди с того возраста, когда они достаточно зрелые, чтобы выполнять эти заповеди.
Поэтому мальчик с возраста, когда он может покачивать четыре видами вперед и назад, вверх и вниз, обязан выполнять эту заповедь.