На протяжении еврейской истории было немало людей, которые однажды решили войти в Завет с Богом и стать частью избранного народа. Как говорят наши мудрецы, сама цель изгнания заключалась в том, чтобы к евреям присоединились новообращенные(1). Однако большую часть нашей истории обращение в иудаизм было чрезвычайно опасным и даже каралось смертью. И тем не менее, всегда находились отважные люди, которые присоединялись к общине Израиля.
Мы хотим рассказать о 18 герах, некоторые из которых поистине легендарные люди, другие едва ли известны широкому кругу, но и они внесли свой заметный вклад в мировую еврейскую жизнь. Каждый путь к Торе особенный и неповторимый.
1. Батья
Известна также как Битья(2). Мы знаем о ней из Торы — о том, как дочь фараона обнаружила плывущую по Нилу корзину с ребенком, спасла его, назвала Моше и взяла в царский дворец, чтобы воспитать, как египетского принца.
Согласно Талмуду,(3) в тот день Батья оказалась на берегу Нила, чтобы очиститься от идолопоклонства, которое процветало в доме ее отца, и обратиться в еврейскую религию. Само имя этой необычайно праведной женщины означает «дочь Господа», а традиция говорит, что она была среди тех немногих избранных, кто вошел в Райский сад, не подвергаясь физической смерти.(4)
2. Итро
Итро был жрецом и притом очень незаурядным — он изучил все существующие тогда в мире языческие культы. Как тесть Моше он присоединился к сынам Израиля в пустыне, когда евреи получили Тору на Синае, провозгласив: «Теперь я знаю, что Господь сильнее всех богов».(5)
Когда он увидел, как Моше пытается в одиночку решить проблемы всех нуждающихся в его помощи евреев, он сразу понял, насколько тяжело оказаться в такой ситуации, и посоветовал назначить судей, чтобы упростить и упорядочить процесс. Фактически он создал полноценную судебную систему, позаботившись о том, чтобы никто не остался без помощи.
Итро упоминается в Священном Писании под 7 разными именами: Реуэль, Йетер, Итро, Ховав, Хэвер, Кени, Путиэль и Йетэр.
3. Рахав
Мудрецы рассказывают, что Рахав была удивительно красивой женщиной, одной из самых красивых женщин мира.(6) А главное, она была духовно необычайно восприимчивым человеком.
Когда народ Израиля готовился войти в Землю Обетованную, лидер народа, Йеошуа, отправил двух разведчиков осмотреть город Йерихон. Рахав — в Танахе она упоминается как «зона» (есть несколько значений этого слова: «блудница», «трактирщица», «владелица пекарни»), укрыла у себя разведчиков от погони и помогла им избежать плена. В награду за проявленную к чужестранцам заботу она и ее семья были избавлены от плена и гибели, когда евреи захватили Йерихон.(7)
После окончания войны Рахав, которая еще до встречи с разведчиками прониклась идеей единого Бога, приняла гиюр и вышла замуж за Йеошуа. Бог благословил их дочерями. Среди их потомков такие светочи народа Израиля, как, например, пророки Ирмияу и Йехезкель.(8)
4. Рут
Моавитская принцесса Рут в браке с евреем, одним из двух сыновей праведной Наоми, овдовела и следом за своей свекровью решила отправиться на ее родину в Бейт-Лехем, твердо решив стать частью еврейского народа. Слова ее, сказанные Наоми, когда та убеждала Рут, дабы избежать трудностей, вернуться в богатый родительский дом, стали образцом того, как должен мыслить праведный гер: «Куда ты пойдешь, туда и я пойду; и где ты ляжешь, там и я лягу; твой народ — мой народ и твой Бог — мой Бог»(9).
Ее преданность, скромность, трудолюбие, благородство были замечены Боазом, благочестивым лидером еврейского народа в Бейт-Лехеме, дальним родственником Наоми. Как описано в книге Рут, после череды испытаний они заключили брак, а среди их потомков сам царь Давид.(10)
Мудрецы говорят о Рут, что она идеал гера. Ее историю читают во время праздничной молитвы в Шавуот — в тот день, когда весь наш народ стал новообращенным перед Богом у горы Синай.
5. Пророк Овадья
Пророк Овадья — автор крошечной Книги Овадьи, состоящей всего из 21 стиха.
Хотя Священное Писание практически ничего не сообщает о его происхождении, мудрецы(11) объясняют, что он был избран Всевышним, чтобы передать от Него пророчество об окончательной победе Израиля над Эдомом, поскольку Овадья был очень праведным человеком и родом из Эдома.
Будучи министром злого царя Ахава и царицы Изевель, Овадья славился своей богобоязненностью.(12) Когда Изевель уничтожала пророков Бога Израиля, Овадья проявил особое мужество и спрятал 100 из них в пещерах, а затем долгое время тратил все свои средства, чтобы кормить и поддерживать их.
Благодаря заслугам Овадьи его жена, овдовев, удостоилась чуда – того самого чуда с горшочком масла. Благодаря благословению пророка Элиши из одного маленького кувшинчика она смогла наполнить оливковым маслом много сосудов.
6. Шамай и Автальон
Потомки Санхерива из Ассирии, эти два ученых занимали две самые высокие должности в Сангедрине — Высшем суде в Иерусалиме. Записи о них довольно скупы, и вполне возможно, что они не сами прошли гиюр, а были детьми прозелитов. Их достижения в области Торы были широко признаны и вызывали огромное уважение.
Однажды в Йом Кипур вокруг них собрались огромные толпы евреев, что вызвало своеобразную ревность первосвященника, и тот позволил себе публично пошутить над их скромной родословной. Однако Шамай и Автальон отвели его в сторону и ответили предельно сдержано и мудро.(13)
Шамай учил: «Возлюбите труд, ненавидьте властвовать над другими и не стремитесь к близости с властями».(14)
Самое известное изречение Автальона: «Мудрецы, будьте осторожны в своих высказываниях. Ибо может случиться, что вы подвергнитесь изгнанию и окажетесь в таком месте, где текут гнилые воды; ученики ваши, испив их, умрут, а Имя Бога будет осквернено».(15)
Оба эти высказывания вошли в книгу Пиркей Авот – Наставления Отцов, которую в нашей традиции изучают из года в год.
7. Бен Баг Баг и Бен Хей Хей
В поколении, следующем после Шамая и Автальона, особую известность приобрела еще одна пара новообращенных, известных как Бен Баг Баг и Бен Хей Хей. Возможно, из-за опасности, связанной с обращением в иудаизм в то время, их имена фактически были кодами, по которым их можно было идентифицировать.
«Хей» — ивритская буква, которая была добавлена к именам Авраама и Сары. Таким образом, имя Бен [«сын»] Хей Хей намекает на статус новообращенного, который становится сыном Авраама и Сары.
Расшифровка имени Бен Баг Баг еще глубже. Слово «Баг» состоит из двух букв – «бет» и «гимель», которые вместе имеют ту же гематрию (числовое значение), что и буква «хей» (2+3=5).(16) Кроме того, слова «Баг Баг» могут быть аббревиатурой фразы «бен гер у-бен гиёрет» — «сын новообращенного и новообращенной».
Как бы то ни было, рабби Йоханан бен Баг Баг, как известно, прекрасно разбирался во всех областях Торы,(17) а Бен Хей Хей даже вел беседы с самим Гилелем.(18)
8. Елена, царица Адиабены
Елена (или Хеленей, как ее называли на иврите) была царицей маленькой страны Адиабены (область в верховьях Тигра в Месопотамии, современный иракский Курдистан), в которой процветало идолопоклонство. Она была сестрой и женой царя Монобаза I и очень влиятельным человеком.
Узнав об иудаизме, Елена и ее дети приняли его убеждения как свои собственные и перешли из ашуризма в иудаизм (1 в. новой эры). Семь сыновей Елены старательно изучали Тору и очень в этом преуспели.(19) Когда один из них уходил на войну, Елена на 7 лет стала назиром (в течение жизни трижды принимала назорейство). Чтобы начать назирут, она отправилась в Иерусалим принести необходимые жертвы(20) и там осталась на много лет.
Елена и ее семья были необычайно щедры и заботливы по отношению к еврейскому народу — оказывали значительную поддержку в тяжелое голодное время в периоды засухи и подарили казне Храма внушительные золотые дары.(21)
Умерла она в Адиабене, но останки ее были перевезены в Иерусалим. Согласно описанию Иосифа Флавия, они захоронены на севере города в Гробнице царей.
По-видимому, ближе к концу II века иудаизм прочно укрепился в Адиабене.
Именем царицы Елены названа одна из улиц в центре современного Иерусалима.
9. Царь Монобаз
Царь Монобаз II (или Мунбаз), сын Елены, следовал примеру матери: он щедро делился своим богатством и даже истощал свою королевскую казну в периоды голода в Иерусалиме. В какой-то момент его родственники стали жаловаться: «Отцы твои сохранили то, что смогли получить, и даже добавили к этому, а ты просто все растратил!» На что Монобаз с достоинством им ответил: «Да, мои родители, возможно, собрали состояние здесь, но я накопил состояние в раю…»(22)
10. Раби Йоханан бен Торта
Рабби Йоханан бен Торта был одним из самых выдающихся мудрецов в поколении, которое пережило разрушение Иерусалима. Он пришел к иудаизму… благодаря корове. Однажды ему довелось покупать у еврея корову. Животное работало всю неделю, но отказывалось что-либо делать в Шабат. Узнав о концепции Шабата, раби Йоханан был настолько впечатлен, что обратился в иудаизм и весьма преуспел в своих теологических исследованиях.
11. Онкелос
Онкелос был племянником римского императора Адриана. Блестящий знаток римской и греческой культуры, он пренебрег богатством и властью своей семьи и обратился в иудаизм. Заметив, что арамейский язык быстро стал доминирующим в еврейском народе, Онкелос сделал правильный арамейский перевод Торы, который с тех пор печатается в каждом ее стандартном издании.
12. Кузари
Одна из важнейших работ всех времен по философии иудаизма была написана раби Йеудой а-Леви, еврейским ученым и поэтом, который жил в Испании. Его книга под названием Кузари построена в виде бесед хазарского царя, который ищет «истинную веру», с представителями различных культур. В книге царь поочередно призывает к дискуссии то еврейского мудреца, то представителей других религий, в ходе общения с ними убеждаясь, что именно иудаизм является истинным учением, после чего решает принять гиюр.
Конечно, эта книга не документальна, однако она исторически правдива: было царство хазар, и знатные люди там обратились в иудаизм. К сожалению, из-за географической отдаленности царства, об этом осталось мало свидетельств, так что немногое можно сказать с полной уверенностью.(23)
13. Другой Овадья
Йоханес, сын Дре, родился в благородной семье Норман на юге Италии. Он собирался стать христианским священником, когда вдруг узнал, что архиепископ Бари обращается в иудаизм. В 1102 году, однажды увидев поразительный сон, он тоже начал изучать иудаизм и вскоре понял, что христианство ложно интерпретирует пророчества в Торе. В то время, когда евреев убивали крестоносцы, среди которых были и члены его семьи, он решил присоединиться к еврейскому народу и взял имя Овадья.
Некоторые из его работ сохранились в Каирской генизе, включая фрагменты автобиографии и написанный им гимн в честь Моше для праздника Шавуот. Текст на иврите сопровождается музыкальной нотацией того времени — знаками, при помощи которых записана музыка, и это самый старый из сохранившихся образцов еврейской музыки.
14. Еще один Овадья?
Примерно в то же время мы находим свидетельства о другом Овадье, который из ислама перешел в иудаизм. Овадья написал несколько писем Маймониду, спрашивая о статусе новообращенного в иудаизме. Может ли он произносить те части молитвы, в которых Авраам, Ицхак и Яаков упоминаются как его предки? Может ли поблагодарить Всевышнего за то, что Он вывел «нас» из Египта или за то, что Он не создал «меня» не евреем? А ведь это только части ежедневной молитвы. Маймонид ответил на его письма утвердительно. Будучи полноправным членом еврейского народа, Овадья был таким же потомком наших праотцов и наследником великой традиции, как и любой другой еврей.
15. Моше бен Авраам
Родившийся в Никольсбурге (Микулов) или в Праге (оба эти города в настоящее время относятся к Чехии), в начале 18 века этот человек был издателем и работал над многими важными еврейскими книгами в Амстердаме, где и обратился в иудаизм. Он создал труд Тлаот Моше, который считается первой книгой по географии на идише. Она включает разделы о десяти коленах, Эдемском саду, Африке, Гренландии, Америке, Европе, Азии и заканчивается главой об эпохе Машиаха.
16. Лорд Джордж Гордон
Родившийся в 1751 году в Лондоне, в благородной шотландской семье, лорд Джордж Гордон был наделен острым чувством справедливости. Его глубоко огорчало отношение к рабам в Северной и Южной Америке, которое он воочию увидел, служа на Ямайке в Королевском флоте, и это заставило его пойти в политику. На редкость непростая судьба.
Будучи членом английского парламента, депутатом Палаты общин от Людгершелла и ревностным протестантом, лорд Гордон встал на защиту прав католиков, которых правительство собиралось лишить права занимать государственные и общественные должности. Обсуждение билля, подготовленного правительством, накалило ситуацию в стране. Лорд Гордон составил петицию в защиту прав католиков и возглавил марш через весь Лондон, чтобы просить Парламент принять его точку зрения (в истории этот марш известен как «бунт лорда Гордона»). Это повлекло за собой беспорядки. Депутат был обвинен в государственной измене и отправлен в Тауэр, но впоследствии оправдан.
Довольно скоро на первый план вышли его религиозные убеждения, он вступил в переписку с видными талмудистами своего времени и стал изучать Тору. Однако главный раввин Англии Тебеле (Давид) Шарф отказался удовлетворить его просьбу о гиюре. Возможно, из-за того, что было распространено мнение, будто таким образом лорд Гордон надеялся найти среди евреев сторонников своей идеи об отказе в займах воюющим сторонам. Но это не остановило решимость лорда Гордона — в конечном итоге он принял иудаизм и под именем Исраэль присоединился к еврейской общине Бирмингема. Отрастив длинную густую бороду и начав носить традиционные еврейские одежды, он всецело посвятил себя Торе, соблюдению заповедей и милосердию.
К сожалению, правительство, возмущенное тем, что прежде он был оправдан, не оставило его в покое, и он был вторично заключен в тюрьму. Семья всячески поддерживала его, и лорду Гордону в тюрьме удалось придерживаться кашрута, соблюдать Шабат и праздники. Он играл там на скрипке для других заключенных. Чтобы продемонстрировать радость перед лицом невзгод, он проводил праздничные вечера в своей большой камере для всех желающих, в результате люди из всех слоев общества заинтересовались его переходом в иудаизм.
Но даже когда его тюремный срок закончился, его не освободили. Лорд Гордон заразился тифом и скончался в тюрьме в возрасте 42 лет.(24)
17. Авраам бен Авраам
Рядом с могилой Виленского Гаона захоронены останки Авраама бен Авраама, который обратился в иудаизм в 18 веке.
Валентин Потоцкий, легендарный человек из графского рода, еще в юности вместе со своим другом Борисом Зарембо познакомился с Менахемом Лейбом Акоэном, соблюдающим евреем, владельцем ресторана – и молодые люди стали его преданными учениками в изучении Торы. Наконец Потоцкий с другом тайно отправились в Амстердам, чтобы перейти там в иудаизм по всем законам. Затем Потоцкий поселился около Вильно и много лет посвятил изучению Торы.
Римско-католическая церковь люто ненавидела иудеев. Авраам бен Авраам был передан властям и за отказ отречься от иудейской веры был сожжен на костре инквизиции во время праздника Шавуот.
18. Уордер Крессон
Родившийся в 1798 году в семье квакеров в Филадельфии, в одной из самых богатых семей Нового Света, Уордер Крессон жил в пригороде и управлял своей фермой, одновременно делая политическую карьеру. В 1840 году он познакомился с двумя яркими представителями еврейства, один из которых был идеологом консервативного иудаизма в США, а другой журналистом и драматургом, увлеченным идеей сионизма. Эти встречи навсегда изменили его жизнь.
В возрасте 46 лет Крессон добился назначения первым в истории США американским консулом в Иерусалиме. Но прибыв на Святую Землю, он узнал, что в результате интриг назначение это было отменено, что в принципе уже не имело для него особого значения. Его тепло встретила еврейская община, он принял иудаизм и загорелся идеей создать сельскохозяйственные колонии, куда могли бы съезжаться евреи со всего света.
Но сначала Крессон вернулся в Филадельфию, чтобы завершить там все дела, прежде чем навсегда переехать в Святую Землю. Жена и вся семья пытались его остановить, всерьез утверждая, что он сошел с ума и нуждается в психиатрической экспертизе. Его даже поместили на время в психиатрическую больницу, но в ходе нашумевшего судебного процесса он был признан полностью здоровым, адекватным и, разведясь с женой, а также лишившись крупного наследства, вскоре уехал в Иерусалим.
Позже он написал: «Весной 1844 года я оставил все, что было близко и дорого мне на земле, — я оставил жену моей юности и шесть прекрасных детей (которые были мне милее собственной жизни), а также отличную ферму со всем ее комфортом. Все это я оставил лишь ради обретения Истины и только ради нее одной».
В Иерусалиме он женился на сефардской женщине по имени Рэйчел Моделано и жил, соблюдая сефардские традиции, под именем Михаэль Боаз вплоть до своей кончины в 1860 году.
Семья по соседству
Современный еврейский мир полон тысяч искренних новообращенных в иудаизм — мужчин и женщин с разными жизненными историями, которые сознательно присоединились к еврейскому народу. Каждый из них прошел долгое путешествие из одной религии в другую, которое, вероятно, включало в себя множество поисков, борьбы, сомнений и огромную силу веры и убеждений. Это может быть та, что сидит рядом с вами в синагоге, учительница вашего сына по ивриту или семья, живущая по соседству. Герей цедек — праведные новообращенные, неотъемлемая часть огромной всемирной еврейской семьи, и если вы тоже гер цедек, позвольте нам от всей души поприветствовать вас: добро пожаловать! Мы рады, что теперь вы с нами.
Сноски
- Талмуд, Псахим, 87б.
- Диврей а-Ямим 1, 4:18.
- Талмуд, Мгила, 13a.
- Дерех Эрец, Зута, 19.
- Шмот, 18:11.
- Талмуд, Мгила, 15a.
- Йеошуа, 2; 6.
- Рут Раба, 1.
- Рут, 1:16.
- Там же, 4:22.
- Талмуд, Санедрин, 39б.
- Млахим 1, 18:3.
- Талмуд, Йома, 71б.
- Пиркей Авот, 1:10.
- Там же, 1:11.
- Тосафот, Хагига, 9б.
- Талмуд, Кидушин, 10б.
- Талмуд, Хагига, 9б.
- Талмуд, Сука, 2б.
- Мишна, Назир, 3:6; Иосиф Флавий «Иудейская война».
- Мишна, Йома, 3:10.
- Перефразировано из Талмуда, Бава Батра, 11a.
- Многое из того, что мы знаем, известно из переписки между хазарским царем Йосефом и Хасдаем ибн Шапрутом, министром иностранных дел Кордовского халифата (эмирата) – средневекового мусульманского государства на территории, ныне принадлежащей Испании и Португалии.
- Как сообщает р. Ирмияу Биндман, автор биографии лорда Джорджа Гордона.