Всем нам прекрасно знаком древний еврейский обычай устраивать в Пурим карнавал, облачаясь в причудливые костюмы и маски.1 У возникновения этой традиции есть несколько причин, и я хочу поделиться с вами некоторыми из них.
Первая причина
В отличие от других еврейских праздников, таких как Песах, Шавуот или Ханука, история которых была наполнена проявлением явных чудес, спасение, пришедшее к нам в Пурим, с точки зрения Божественного вмешательства словно покрыто завесой тайны.
Чудо Пурима замаскировано под обычный ход жизни. Например: царь хотел, чтобы его жена пришла на пир, чтобы он мог похвастаться перед министрами ее красотой — царица этого не хотела и отказала мужу — ее казнили за неповиновение; злой министр хотел истребить евреев и планировал сделать это с одобрения царя; царь вступил в повторный брак — его новая жена оказалась еврейкой и организовала отмену указа об истреблении. Только после завершения всей этой истории мы смотрим на ее итоги и понимаем, какое великое чудо произошло с еврейским народом.
Обычай устраивать в Пурим маскарад — это намек на природу этого праздника, детали истории которого — это настоящие чудеса, скрытые под маской совпадений.2
Вторая причина
Талмуд пишет, что так же, как во времена изгнания евреям приходилось порой притворяться, что они забыли о вере праотцов и служат другим богам, Всевышний притворялся, что собирался уничтожить еврейский народ, однако в конце концов Он этого не сделал.3
Рабби Цви Элимелех Шапиро (1783–1841), известный как Бней Иссахар, пишет, что именно по этой причине мы, празднуя Пурим, и сами притворяемся теми, кем на самом деле вовсе не являемся.4
Третья причина
Мы переодеваемся и меняем свой привычный облик, чтобы свести к минимуму смущение нуждающихся людей, которые вынуждены в этот день собирать пожертвования — в Пурим мы помогаем деньгами всем, кто протягивает руку, помогая им почувствовать вкус праздника.5
Четвертая причина
Ну и, конечно же, карнавал устраивают в память о переодевании Мордехая, который тогда еще не был приближенным ко двору, в царские одежды Ахашвероша и назначении важного министра Амана на роль его слуги — после того, как это произошло, даже советники Амана были вынуждены заключить, что ему не удастся одолеть евреев.6
Сноски
- См. Шулхан Арух, Орах Хаим, 696:8.
- Минхагей Коль Арье. См. рабби Мозес Хаджис (18 век), Эле а-Мицвот, стр. 293.
- Талмуд, Мегила, 12а.
- Бней Иссахар, т. 2, главы про Адар.
- Минхагей Коль Яаков.
- Рабби Шломо Дана, Шалмей Тода (Инъяним Нифрадим), стр. 30.