1. Тора дважды упоминает ее по имени
Случаи, когда Тора упоминает имена женщин, которые не являются основными действующими лицами, довольно необычны. Например, нам известны имена 12 сыновей праотца Яакова, и, хотя, согласно мнению мудрецов, с каждым из них рождалась сестра-двойняшка, из всех дочерей мы знаем имя только одной – Дины, причем позже Тора рассказывает историю из ее жизни, повлиявшую на всю семью.
В связи с этим особое внимание привлекает то, что, перечисляя представителей следующего поколения в списке «70 душ, сошедших в Египет с Яаковом», по имени упоминается только одна внучка праотца: «А сыны Ашера: Имна и Ишва, и Ишви, и Бериа, и Серах, сестра их».1
А спустя 250 лет после упомянутого выше события, подсчитывая число семейств, готовых войти в Святую Землю, мы вдруг снова обнаруживаем ее имя среди мужских имен: «Сыны Ашера по их семействам… А имя дочери Ашера — Серах».2
2. Она была усыновлена или нет?
Существует предание, что Серах не была биологической дочерью Ашера, а попала в семью Яакова еще маленьким ребенком, когда ее мать вышла за Ашера замуж. Казалось бы, это объясняет, почему первый раз Тора называет ее сестрой сыновей Ашера, а не просто его дочерью. Это также объясняет ее упоминание в генеалогических списках. Биологический отец девочки не оставил наследников мужского пола, поэтому она унаследовала его имущество, что придало ей силу и влияние, которыми в те дни обладали немногие женщины.3
Однако надо отметить, что такая версия у многих вызывает сомнения, потому что она не согласуется с прямым прочтением стиха, где Серах причислена к тем, кто «произошёл из чресл Яакова».4
3. Она сообщила Яакову, что Йосеф жив
Долгие годы Яаков считал, что его любимый сын Йосеф погиб. А когда братья внезапно обнаружили его живым, здоровым, к тому же могущественным владыкой в Египте и он пригласил всю семью переехать к нему, они испугались, что подобная весть станет для их пожилого отца настоящим шоком и поставит под угрозу его и без того подорванное стрессом здоровье.
Что же они сделали? Обратились за помощью к Серах,5 чтобы она в присущей ей мягкой вкрадчивой манере рассказала Яакову о его любимом сыне. И как же она поступила?
Согласно одному мнению, она дождалась, пока праотец начнет молиться, а затем стала тихонько напевать импровизированный стишок:
Живет ли Йосеф в Египте (Мицраим)?
С детьми на своих коленях (биркаим)
Которых зовут Менаше и Эфраим?
Пока Яаков молился, он все еще не мог поверить, что это правда. Но когда закончил молитву и увидел за окном повозки и колесницы, которые отправил Йосеф, чтобы перевезти его к себе, то убедился, что его сын действительно жив.6
Согласно другому мнению, которое считается более популярным, рассказывается, что Серах поделилась с дедушкой радостными новостями, играя на арфе.7
4. Ей была доверена «тайна избавления»
Разные мидраши говорят о том, что Серах была одной из немногих, кто пережил все годы египетского изгнания.8 Поэтому, когда Моше пришел к народу и объявил, что он избран Богом, чтобы вывести евреев из Египта, они отправились за советом именно к Серах, чтобы та сказала, соответствуют ли его слова той «тайне избавления, которую она узнала от своего отца Ашера, услышавшего ее от своего отца Яакова».9
5. Знала, где скрыта гробница Йосефа
Когда пришло время выводить евреев из Египта, Моше предстояло взять с собой саркофаг с останками Йосефа, чтобы перезахоронить их на Святой Земле. Место его погребения было скрыто от людей, чтобы никто не стал ему поклоняться, и именно Серах указала, что гробницу следует искать в определенном месте на дне реки Нил.10
6. Мудрая женщина из Авеля
В книге пророка Шмуэля11 мы читаем о человеке по имени Шева бен Бихри, который пытался поднять восстание против царя Давида, а потом укрылся в городе Авель. Видя, что из-за этого человека целый город подвергается опасности, некая мудрая женщина смело вышла за городские стены и заключила сделку с Йоавом, военачальником Давида.
Кем была эта женщина? Согласно древним источникам, это все та же Серах, дочь Ашера, которая за свою праведность прожила очень долгую жизнь.12
7. Не прошла через физическую смерть
Считается, что Серах не прошла через физическую смерть в общепринятом смысле. Благодаря огромной заслуге, приобретенной, когда она рассказала Яакову о том, что Йосеф еще жив, она удостоилась подняться в Ган Эден (райский сад), будучи живой.13
Зоар описывает четыре зала в Ган Эден, в каждом из которых руководит праведная женщина. Что касается того, где руководит Серах, там трижды в день она приветствует наполненный светом образ Йосефа и радуется той роли, которую сыграла в воссоединении его с отцом.
Еще она возглавляет женщин, восхваляющих Бога и изучающих Тору.14
8. Тем не менее, у евреев Ирана есть предание, будто в Ленджане находится ее могила
У евреев Ирана есть особое кладбище в Ленджане (провинция Исфахан), где, по преданию, захоронены останки Серах. Рассказывают, что во времена персидского шаха Аббаса I (1571–1629) спасение местной еврейской общины произошло благодаря некому происшествию в этом месте. (Там есть и синагога, которую когда-то часто посещали евреи со всего мира.).
Сноски
- Берешит, 46:17.
- Бемидбар, 26:46.
- Цит. Рамбана на Бемидбар, 26:46.
- А-Ктав ве а-Каббала, Берешит, 46:17.
- Таргум на Берешит, 46:17.
- Мидраш а-Гадоль, 48:26.
- Сефер а-Яшар, Ваигаш.
- См. слова Рамбана по поводу Бемидбар, 26:46, где он усматривает это в том факте, что имя Серах упомянуто среди семейств, покинувших Египет.
- Пиркей д’рабби Элиэзар, 48б.
- Талмуд, Сота, 13a; Мехильта, введение к Бешалах.
- Шмуэль II, 20.
- Раши на Шмуэль II, 20:18, цит. Берешит Раба, 94:9.
- Таргум на Берешит, 46:17. Согласно Сефер а-Яшар, процитированной выше, Яаков благословил ее тем, что она никогда не умрет.
- Зоар, III, 167б.