Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Почему, чтобы читать Кадиш, необходим миньян?

В нынешней ситуации, когда из-за COVID-19 практически все синагоги закрыты и почти никто не может молиться в составе миньяна (кворума из 10 человек), многие испытывают искушение сказать Кадиш в память о близких людях хотя бы в одиночку. Почему нельзя этого делать?

Важность Кадиша

Прежде, чем перейти к вопросу о миньяне, давайте для начала немного поговорим о Кадише.

Невозможно преувеличить, насколько важно все, что связано с Кадишем: произносить его, внимательно слушать и, если его читает кто-то другой, соответственно отвечать. Это верно как в том случае, когда его говорит хазан, ведущий молитву, так и в другом случае, когда Кадиш произносят скорбящие.

Кроме того, что это приносит пользу живым, чтение Кадиша буквально творит чудеса для душ покойных. Это помогает им не только, когда они предстают перед небесным Судом, и облегчает переход в грядущий мир, но и позволяет продвигаться на более высокие духовные уровни — вот почему Кадиш, помимо первых 11 месяцев после смерти, еще говорят в каждую годовщину ухода еврея из этого мира.

Кадиш – публичная декларация святости Всевышнего

Основная тема молитвы Кадиш — прославление, вознесение и освящение Всевышнего.

Как вы могли прочитать в статье «Почему для миньяна нужны 10 мужчин?», декларацией святости Всевышнего (давар ше-ба-кдуша) являются, например, следующие молитвы: Кадиш, Барху и Кдуша, и все они требуют как минимум присутствия миньяна.1

Если посмотреть текст Кадиша, сразу становится очевидно: он структурирован таким образом, чтобы его произносили в присутствии других. Например: «При жизни вашей и при жизни всего дома Израиля, вскорости, в ближайшее время, и скажем: Амен!» или «Он пошлет мир нам и всему Израилю, и скажем: Амен!», — многие из этих фраз, если читать их в одиночку, не имеют особого смысла.

Кроме того, одна из причин, почему Кадиш считается такой большой заслугой для усопших, заключается в том, что тот, кто его ведет, фактически руководит в молитве всей группой.

Что делать, когда Кадиш невозможен

Предпочтительней всего, чтобы в заслугу покойного Кадиш читал один из его сыновей. Следующий из предпочтительных вариантов – это договориться с близким родственником, например, зятем или родным братом, чтобы читал он (конечно, при условии, что родителей усопшего тоже  уже нет в мире живых.2

Однако, если подобное по той или иной причине, к сожалению, невозможно, то эту молитву может читать за усопшего любой еврейский мужчина, у которого уже умерли оба родителя. В таком случае предпочтительней заплатить за то, что он будет читать, чтобы не вышло, что тот согласился на услугу в качестве одолжения. 

Важно понимать, что при соответствующей оплате говорящий Кадиш в еще большей степени будет считаться представителем умершего и принесет ему больше пользы, а кроме того, у заказчика будет больше уверенности в том, что Кадиш на самом деле будет читаться. 

Это особенно верно, если плата за чтение молитвы об усопшем станет материальной поддержкой для сироты, малоимущего или ученого Торы, находящегося в стесненных обстоятельствах.3 Заслуга от этого доброго дела так же пойдет душе покойного на пользу.

В синагогах можно узнать, кому из прихожан лучше предложить чтение Кадиша, чтобы он добросовестно делал это в течение 11 месяцев после захоронения умершего и/или ежегодно в годовщину его смерти.

В период коронавируса

Из-за чрезвычайной ситуации, в которой мы все сейчас оказались, в некоторых синагогах была организована специальная услуга, когда Кадиш произносится в безопасной среде с соблюдением условий, установленных и одобренных правительством и раввинатом для всех тех, кто не может сделать это самостоятельно (например, с этой целью проводятся особые онлайн-трансляции).

Даже еще важней, чем Кадиш

Когда подавляющее большинство в силу определенных запретов не имеет возможности произносить Кадиш привычным образом, естественно, тот, кому необходимо это делать, испытывает горькое чувство. Однако имейте в виду, что, хотя Кадиш и то, что говорящий его фактически руководит молитвенными службами (в которых участвует), а также является источником заслуг усопшего, все же еще более важно для него, чтобы его дети и другие потомки следовали сформированными им путями праведности. 

Зоар говорит, что, хотя сын чтит своих родителей, при необходимости заботясь о еде для них, напитках и одежде в течение их жизни, еще больше он должен уважать их после их смерти! И, если он идет по плохому пути, то приносит им позор. Но если идет праведным путем, то чтит ихи  в этом мире, и в грядущем. Когда это происходит, Бог проявляет милость к умершим и определяет их в надлежащее место.4

Таким образом, в нынешней ситуации, когда есть трудности с произнесением Кадиша, скорбящие поступят правильно, если в память об умерших будут больше делать добрых дел и изучать Тору (особенно Мишну). И если кто-то в этом плане может еще и повлиять на других, чтобы те поступали так же, это еще в большей степени окажет помощь душе их близкого человека, оставившего этот мир. 

Любавический Ребе написал ряд писем-обращений к одному еврейскому активисту и просветителю, который часто путешествовал, чтобы способствовать в разных общинах укреплению еврейского образования, и время от времени из-за этого ему приходилось пропускать Кадиш. В одном из таких писем Ребе пишет:

«Я уже несколько раз писал вам об этой ситуации. Просто что удовлетворение и возвышение души не могут быть достигнуты за счет уменьшения в Торе и заповедях. В конце концов, еврейское образование является основой для этого, а заслуга общественности зависит от этого (гораздо больше, чем от Кадиша). Отсюда понятно, что вы не должны снижать интенсивность своих усилий в еврейском образовании и, наоборот, должны еще к этому добавить.

А для того, чтобы вы не пропускали (насколько это возможно) то, о чем говорилось, есть вариант — помимо того, что при возможности вы и так говорите Кадиш, — нанять кого-то еще, чтобы он его за вас произносил, пока вы находитесь в дороге».5

С другой стороны, если это возможно, человек должен сам стараться произносить Кадиш, а не заставлять кого-то это делать вместо него, поскольку наибольшая заслуга для души умершего — это когда его потомки делают это самостоятельно.6

Так пусть же мы вскоре удостоимся заслужить наступление дня, когда больше не будет смерти, и мы снова воссоединимся с нашими близкими — с приходом Машиаха и воскрешением мертвых!

Сноски

  1.  Талмуд, Мегила, 23б. Чтобы объяснить происхождение понятия общества в Талмуде, в другом месте написано: הבדלו מתוך העדה — «Отделитесь от общества» (Бемидбар, 16:21). Отмечая, что одно из этих слов (תוך) встречается не только в этом стихе, но и в другом, мудрецы с помощью Гзера Шава (один из способов толкования Торы, представляющий из себя проведение аналогий между идентичными отрывками) обращают внимание, что в обоих стихах речь идет об обществе (עדה). А общество состоит не менее, чем из 10 человек, как написано: «До каких пор терпеть Мне это злое общество, которое подстрекает сынов Израиля роптать на Меня?» (Бемидбар, 14:27). Этот стих относится к разведчикам, которых было 12; вычтите 2, Йеошуа и Калева, которые были праведными, и останется 10.
  2. См. Нитей Гавриэль, Хилхот Авелут, т. 2, гл. 49 — относительно того, когда и для кого читается Кадиш. Есть несколько более сложных ситуаций, когда надо консультироваться с раввином.
  3. См. Бейт Йосеф, Йоре Деа, 403; Маген Авраам, Шулхан Арух, Орах Хаим, 132:2; и Maхацит а-Шекель, там же.
  4. См. Кицур Шулхан Арух, 26:21, со ссылкой на Зоар.
  5. Игрот Кодеш, вып. 19, стр. 291; также см. там же, стр. 272. 
  6. На эту тему Ребе довольно подробно говорит в одном из писем, отвечая человеку, который писал о желании нанять кого-то читать Кадиш за него; для более подробной информации см. ле-Дор Навухт. 3, стр. 106. Конечно, это правило не касается ситуаций, когда некто нанимает человека произносить Кадиш, чтобы тот делал это в форс-мажорных ситуациях, когда сами скорбящие случайно могут забыть его сказать.

Была ли эта информация полезной?

Да
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому