Вопрос:
Разъясните, пожалуйста, по поводу некоторых вещей, которые нам не разрешали делать наши бабушки — свистеть дома, стричь ногти в один день на руках и ногах, смотреть в разбитое или треснутое зеркало… Это эмунот тфелот (суеверия), или наши бабушки основывались на еврейских традициях?
Ответ раввина:
Вы задаёте верный вопрос. Действительно, каждый запрет «наших бабушек» требует прояснения — каков его источник. Часть этих запретов (например, «запрет» подстригать ногти на руках и ногах в один день или «запрет» пришивать пуговицу к одежде, когда человек в неё одет) упоминается в святых книгах. Эти «запреты» основаны на знании наших мудрецов об отрицательном влиянии таких действий на духовные миры. Конечно, такие «запреты» важно соблюдать, ведь нарушение их реально опасно.
С другой стороны, часть подобных «запретов» не имеет «еврейских корней» и представляет собой просто суеверия. Несомненно, нет необходимости учитывать эти суеверия в своей деятельности.
На иврите есть чудесная книга «Шмират а-Гуф вэ-а-Нэфеш»[1]. В этой книге приводятся почти все «бабушкины» запреты, у которых есть «еврейские корни», проясняются их источники, а также их точные рамки. В этой книге три тома! Если Вы читаете на иврите, очень рекомендую. На русском языке, к сожалению, аналогичных книг нет.
Источник обычая не подстригать ногти на руках и на ногах в тот же день, который Вы приводите, — в книге «Магид Мейшарим» (Мишлей, 23 6). Автор этой книги, знаменитый Рабби Йосеф Каро, пишет, что ангел[2] сказал ему, что нельзя в один и тот же день стричь ногти рук и ног. Он также добавил, что следует стричь ногти на ногах в четверг, а на руках — в пятницу. Это предписание приводит Маген Авраам (предисловие к симану 260) и, вслед за ним, Мишна Брура (260, 6).
Однако Хида в книге «Махзик Браха» (4-ый параграф) пишет: из сказанного в книге «Шаар а-Каванот» видно, что Аризаль не опасался стричь ногти на руках и на ногах в один день. Поэтому, по мнению Хида, можно так поступать.
Поскольку Мишна Брура приводит только слова Маген Авраама, ясно, что надо стараться не стричь ногти на руках и ногах в один день. Однако если это очень сложно, вероятно, можно положиться на мнение Хида. Я слышал, что рав Эльяшив разрешил женщине, которой было тяжело стричь ногти на руках и ногах в разные дни, стричь их в один день.
Что же касается «бабушкиных запретов» свистеть дома или смотреть в треснувшее зеркало, не упоминаются в наших источниках, поэтому я предполагаю, что это суеверия.
[1] Буквальный перевод её названия – «обережение тела и души».
[2] Так называемый магид. У рава Йосефа Каро был ангел, который периодически являлся ему, наставлял его и учил Торе