Уважаемый рав!
Каково точное определение ортодоксального еврея? Я вижу, что немногие мужчины носят пейсы, а женщины — брюки. Некоторые, кажется, строго соблюдают кашрут, в то время, как прочие едят молочные блюда в некашерных ресторанах. Как определить границы?
С уважением,
Обескураженный наблюдатель за ортодоксальными евреями.
Ответ раввина:
Дорогой обескураженный наблюдатель!
Чтобы ответить на ваш вопрос, нужно слегка приоткрыть завесу истории.
Тора уравнивает евреев друг с другом.
В наше время с приходом реформистского иудаизма всё изменилось (Мне придётся упростить мое объяснение, так как я не ставлю перед собой цель рассмотреть всю историю целиком. Продолжайте читать, если эта тема вам интересна.)
Иудаизм пора реформировать? И как?!
(Одна непостижимо удивительная идея заключалась в отказе от стремления возвратиться в Израиль — на свою еврейскую родину, причём Германия была признана «Новым Цийоном». Очевидно, что данная идея не сработала, и с тех пор потеряла свой смысл).
Некоторые чувствовали реальную нужду в реформе, но принятые изменения зашли слишком далеко. Рабби Захария Френкель, находясь между традиционалистами и реформаторами, признавая себя лояльным, писал, что «средства (изменения) должны приниматься с такой осторожностью и осмотрительностью…, чтобы идущий вперёд прогресс был внесен незаметно и не отталкивал обычного «среднего» еврея». Другими словами, изменения было необходимо вводить консервативными методами.
Реформаторский, Консервативный и Ортодоксальный иудаизм
Несмотря на теологические различия,— иногда они бывают довольно существенными — все течения иудаизма — это, в конечном счёте, одна религия. Обратите внимание: при заполнении анкеты о религиозной принадлежности, можно насчитать больше дюжины различных христианских деноминаций, но для евреев существует всего одна графа — иудаизм. Люди живут бок о бок с носителями различных течений иудаизма без необходимости переходить из одной группы в другую.
Это происходит потому, что иудаизм рассматривает представителей еврейского народа, как евреев, независимо от их уровня и принадлежности к какой-либо религиозной деноминации. И, согласно еврейскому Закону, одна лишь Тора является мерилом для всех евреев, хотя одни соблюдают ее заповеди в большей степени, а другие — в меньшей.
«Ортодоксальный» — это искусственный термин, созданный для удобства дифференциации традиционного иудаизма от современных ответвлений. На самом деле, ярлык «ортодоксальный» не имеет большого значения.
Не существует другого (ортодоксального) Закона, есть просто соблюдение мицвот Торы.
Где же границы, спрашиваете вы?
Соблюдение Шабата, как правило, является определяющим условием посвящения в иудаизм. В еврейском законе — это решающая основа с глубоким смыслом, как, например, определение законного права еврея выступать в качестве свидетеля или его мнения относиться к какому-либо сорту вина без должного почтения. Что касается философии,
Маймонид излагает тринадцать «принципов веры», которые евреи принимают беспрекословно: Б-г — един; у Него нет телесной формы; Он дал Тору; Он поощряет одних и наказывает других и т.п.). Несомненно, все остальные детали выходят за рамки данного вопроса.
Кто такой ортодоксальный еврей?
Если вы спрашиваете меня, то я скажу, что это всякий, кто хранит Шабат, кто идентифицирует себя как соблюдающего и не придерживается мнения, что список Маймонида — это полная ересь. Если кто-то одевается иначе, чем я, обедает в местах, куда бы я не пошёл, — их можно просто расценить как менее соблюдающих (если я для них слишком усердный?!), но они не перестают оставаться евреями. Так было всегда.
С уважением, рав Джек Абрамович.