Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Может ли святость служить опорой греху?

Вопрос:

Уважаемый рав!
В недельной главе Шмини сказано: «Но такого не ешьте… верблюда, ибо он жует жвачку, но копыта не имеет». На первый взгляд, этот стих должен был аргументировать запрет употребления верблюда только тем, что у него нет копыт – зачем упоминать тот факт, что он жует жвачку? Подобный вопрос можно задать также и относительно свиньи, запрет употребления которой аргументируется следующими словами: «ибо она имеет копыта…, но жвачки не жует» – на первый взгляд, было достаточно сказать: «ибо жвачки она не жует».

Ответ:

Благодарю за Ваш интересный вопрос.

Кли Якар объясняет это следующим образом: признак чистоты во всех этих случаях на самом деле усиливает их нечистоту. Подобно тому, как сказали наши мудрецы об Эсаве (Берешит Раба 65:1), который сравнивается со свиньей: «Выставляет свои копыта, чтобы показаться кошерной, в то время как внутри она полна обмана и лжи». Это верно по отношению к каждому, чей внутренний мир не соответствует внешнему, — к тем нечестивым людям, которые выдают себя за праведников. Они, без сомнения, хуже откровенных грешников, чьи внутренний и внешний миры одинаково плохи. Поэтому раздвоенные копыта свиньи являются признаком нечистоты, так как с их помощью она может обмануть людей, притворяясь кошерной.

Подобное происходит и с верблюдом, зайцем и кроликом: их достоинство (то, что они жуют жвачку) оборачивается недостатком, поскольку тем самым они вводят людей в заблуждение: люди считают, что они кошерные животные.

Эту идею мы находим и в словах наших мудрецов в трактате Сота (22б), где приводятся слова царя Яная, который предостерегает свою жену: «Не бойся ни истинных фарисеев, ни тех, кто не является фарисеями, а бойся лицемеров, которые ведут себя как фарисеи — их дела подобны делам Зимри, но они ожидают награды, как Пинхас». Лицемеры, притворяющиеся праведниками — самые опасные, ибо они вводят людей в заблуждение.

А в трактате Йома (72б) сказано: «Всякий мудрец Торы, чей внутренний мир не соответствует внешнему — не является истинным мудрецом».

Кли Якар добавляет: хотя все эти качества не относятся непосредственно к животным, тем не менее, они порождают в теле того, кто их ест, дурные наклонности.

Можно добавить также дополнительную причину, объясняющую, почему святость, совмещающаяся с нечистотой, только усиливает ее. Великий каббалист рав Хаим Виталь пишет в книге «Шаар а-Гильгулим» (15-ая часть), что нечистота называется «смерть», а святость называется «жизнь», поскольку ее источник – Б-г Живой. Поэтому нечистота гонится за святостью, чтобы оживить себя от нее. И в то время, когда святость находится в нечистоте, нечистота питается от нее и тем самым продолжает существовать, а без святости она умирает.

Этим можно объяснить также слова Виленского Гаона в книге «Совершенная мера» (1:11): «Тора для души — что дождь для земли, взращивающий посеянное в ней, будь то живительные или ядовитые растения. Так и Тора взращивает то, что в сердце человека. Если у него доброе сердце, она увеличит его богобоязненность. Если же в его сердце «корень, начиненный ядом и горечью», возрастет в нем недоброжелательность». Тора – это наивысшая святость, и когда в сердце изучающего ее есть зло, то ее святость даст этому злу возможность существования и увеличит его.
Здесь важно подчеркнуть, что речь идет не о человеке, которому трудно быть полностью положительным — ведь каждый из нас несовершенен и борется со своими недостатками. Речь о том, кто намеренно использует святые идеи и ценности, чтобы смешать их с чем-то некошерным и неуместным, создавая опасную иллюзию праведности или давая почву для существования греховных идей.

Была ли эта информация полезной?

Да (23)
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому