Вопрос:
Шалом, уважаемый Рав!
В Танахе (Мелахим II, 4:42 — 5:19) рассказывается история об арамейском военачальнике Наамане, который страдал от болезни кожи (предположительно, проказы). Одна юная еврейская девочка, захваченная в плен и прислуживавшая жене Наамана, сказала своей госпоже: «Если бы господин мой побывал у пророка, который в Шомероне (Самарии), то он снял бы с него проказу его». Нааман прислушался к её словам, поехал к пророку Элише в Израиль и после того, как семикратно окунулся в водах Иордана по слову пророка, полностью исцелился.
Меня очень заинтересовала эта история, и особенно судьба той самой маленькой героической пленницы, которая помогла своему господину. Есть ли где-либо в Танахе, Талмуде или мидрашах какие-то упоминания о её дальнейшей судьбе? Просила ли она Наамана впоследствии отпустить её домой? Буду весьма признателен, если Вы поделитесь своими знаниями или предположениями на этот счет.
Ответ:
Шалом!
Вы подняли очень интересный вопрос. Читая этот впечатляющий отрывок из Книги Мелахим, я и сам не раз размышлял о судьбе этой девочки. К сожалению, мне не удалось обнаружить каких-либо прямых упоминаний о её дальнейшей судьбе ни в тексте Танаха, ни в высказываниях наших мудрецов.
Почему же ее дальнейшая судьба нигде не упоминается?
Дело в том, что Тора, как Письменная, так и Устная, — это не просто историческая хроника или сборник занимательных историй. В ней сообщаются лишь те сведения и подробности, которые несут важный поучительный смысл, просвещают и наставляют нас. Недаром само название «Тора» происходит от слова «ораа» (как сказано в книге Зоар), означающего учение, наставление.
В любом случае, поступок этой девочки служит нам ярким примером искренности, сострадания и желания помочь ближнему, пусть даже врагу, который взял её в плен. Её глубокая вера в то, что пророк Всевышнего сможет исцелить болезнь, которую не смогли излечить никакие врачи, свидетельствует её мудрости и силе духа. Более того, мидраш Танхума сообщает, что девочка даже объясняла своей госпоже, жене Наамана, различные законы, касающиеся проказы, что говорит о её незаурядных знаниях и понимании еврейского закона, особенно для столь юного возраста.
Возможно, именно эти удивительные качества девочки — искренность, сострадание, глубокая вера и мудрость — позволили ей стать невольной участницей великого прославления Имени Всевышнего (Кидуш а-Шем). Ведь в результате её слов Нааман не только исцелился от своего недуга, но и признал величие Б-га Израиля, приняв на себя соблюдение семи заповедей потомков Ноаха, обязательных для всего человечества.
Изучая эту историю, мы можем извлечь важный урок о том, как много способен сделать даже самый скромный и незаметный человек, если он движим искренним желанием помочь ближнему и непоколебимой верой во Всевышнего.