«И мерили омэром, и не было лишнего у того, кто собрал много, а у собравшего мало не было недостатка. Каждый собрал столько, сколько ему съесть»
(Шмот, 16:18)
Машаль (притча)
Крестьянин приехал поглядеть на большой город и был поражен его богатством. Он остановился около одного из зданий и заметил, что люди заходили туда с пустыми руками, а выходили оттуда с коробками. Он продолжал наблюдать и обратил внимание на то, как каждый человек — один за другим — подходит к стойке, платит деньги и получает что-то взамен.
Крестьянин спросил одного из горожан, что было в его коробке, тот ответил, что там находится ценный товар. Затем еще один человек заплатил совсем немного денег и получил взамен большой чемодан. Крестьянин спросил и его, что там, в чемодане внутри, и получил такой же ответ: дорогой материал.
Крестьянин пришел к заключению, что в этой организации выдают дорогие подарки за небольшую плату. Он вытащил из кармана все свои сбережения, подошел к служащему и попросил его также выдать ему коробку.
Увидев, что перед ним стоит простой и неопытный человек, который никогда прежде не бывал на почте, почтовый служащий объяснил ему:
– Здесь мы не выдаем подарков. Люди приходят сюда, чтобы забрать свои посылки. Эти посылки им посылают по почте, и они являются собственностью этих людей. Оплата производится не за сам товар, а только за почтовые услуги – за пересылку.
Нимшаль (мораль)
Доход человека определяется в Рош-ѓа-Шана. Всевышний решает на будущее, каким будет доход человека в наступившем году. Однако Творцом установлено правило, «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Берешит, 3:19), означающее, что человек обязан совершать усилия и трудиться, чтобы заработать. Однако зарплата не зависит от его усилий.
Его старание (ѓиштадлут) равнозначно оплате всего лишь почтовых расходов — той самой маленькой цене за почтовую пересылку. Размер самой посылки, пропитание и другие расходы уже были установлены в Рош-ѓа-Шана.
В Коѓелет говорится: «И еще я увидел под солнцем, что… не у мудрых – хлеб, и не у разумных – богатство». (Коѓелет, 9:11).
Ум и знания не в состоянии принести человеку богатство, оно предназначено только тем, кому оно было заранее предопределено.
В главе о манне Творец сообщает нам важный принцип управления миром: «и не было лишнего у (собравшего) много, и у (собравшего) мало не было недостатка; каждый, сколько съест, собрали они». Все получали равные порции, вне зависимости от приложенных усилий (ѓиштадлут).
Если мы посмотрим вокруг себя, то увидим, что так было с парнасой (доходами) всегда и во всех поколениях. Б-г управляет миром и определяет каждому, сколько ему положено, и каждый человек получает ровно столько, сколько должен получить.