Вопрос:
Шалом, уважаемый рав Реувен.
Верно ли утверждение, что во многих бедах еврейского народа сыграл роль то, что в Торе называется «эрев рав»?
И что этот наш галут тоже можно назвать этим именем?
Ответ:
Для начала давайте разберемся, что же такое «эрев рав». Выражение «эрев рав» мы находим в книге Шмот, в описании выхода евреев из Египта: «И отправились сыны Исраэля из Раамсеса в Суккот… А также эрев рав вышел с ними…» (Шмот 12; 37, 38). Дословный перевод — «большое смешение» или «сборище». Раши объясняет, что множество людей — представителей разных народов, живших в Египте, увидев чудеса, которые Всевышний совершил, чтобы вывести еврейский народ, решили присоединиться к нему и вышли вместе с ним. Моше принял их как неотъемлемую часть еврейского народа, но впоследствии они совершали грехи и склоняли к греху евреев в пустыне. Например, согласно мидрашу Шмот Раба, главной причиной греха золотого тельца был именно «эрев рав». Это видно из слов грешников: «Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской», а не «Вот боги наши, Израиль».
В Каббале «эрев рав» подробно рассматривается как архетип различных грехов и духовных изъянов, проявляющихся в еврейском народе из поколения в поколение, особенно грехов предательства по отношению к евреям. Согласно Зоару, существует пять типов «эрев рав»: Нефилим, Гиборим, Анаким, Рефаим и Амалекитяне. Виленский Гаон объяснил суть этих пяти типов: 1) Склонные к раздорам и злословию, 2) Поддающиеся страстям, 3) Лицемеры, 4) Стремящиеся к славе, 5) Гонящиеся за богатством.
Виленский Гаон в своем комментарии к Тикуней Зоар Хадаш писал, что души «эрев рав» — это высокомерные богачи в народе, гонящиеся за страстями и презирающие мудрецов Торы, и именно они становятся главами народа Израиля в изгнании.
Так что, на мой взгляд, утверждение о том, что «эрев рав» сыграл значительную роль во многих бедах еврейского народа, имеет под собой серьезные основания в еврейских источниках. Этот «эрев рав» символизирует те негативные элементы и тенденции внутри самого еврейского народа, которые приводят к раздорам, духовной деградации и отходу от истинного предназначения.
Что касается нашего нынешнего галута, то, несомненно, многие беды в нем евреи терпят от «эрев рав». Однако, поскольку страдания от «эрев рав» были характерны для евреев во всех изгнаниях, было бы неверно называть именно этот галут «галутом эрев рав». Наш галут принято называть «галут Эдом«, так как он начался под властью Римской империи, которую еврейские мудрецы именуют Эдомом. Его также называют четвертым галутом, поскольку он является четвертым и последним в череде еврейских изгнаний.
Проблема «эрев рав» актуальна и в наши дни. Для еврейского народа важно преодолевать внутренние противоречия и объединяться вокруг истинных еврейских ценностей. Работая над искоренением «эрев рав» внутри себя, мы приближаем настоящее избавление.