В недельной главе Ваякель рассказывается о том, что Бецалель сделал медный сосуд для омовения рук и ног коэнов из зеркал.
Пишет Раши в своем комментарии: «У дочерей Израиля были медные зеркала, в которые они смотрели, когда украшали себя. И их тоже они принесли в дар для скинии. Однако Моше они внушали отвращение тем, что изготовлены были в угоду дурному побуждению, и он не хотел их брать. Сказал ему Святой, благословен Он: «Возьми! Ибо они Мне милее, чем все другие приношения, ведь с их помощью женщины родили в Египте многих еврейских детей. — Когда их мужья изнывали от тяжких подневольных работ, жены шли и приносили им еду и питье, и давали им поесть. И брали они зеркала, и каждая смотрела в зеркало на себя вместе со своим мужем, и говорила при этом с нежностью: «Я миловиднее тебя». Тем самым женщины внушали своим мужьям вожделение, и совокуплялись с ними, и зачинали, и рождали там… И из этих зеркал был сделан сосуд для омовения».
Из вышеприведенных слов Раши мы учим важный принцип: даже то, что создано для дурного побуждения, может стать частью службы Творцу.
Более того, даже само дурное побуждение (так называемый «йецер ара») может стать частью службы Господу. И так сказано в трактате Брахот, что служить Творцу следует даже посредством йецер ара.
Чтобы лучше понять этот принцип, приведем слова Талмуда в трактате Йома. Там рассказывается, что, видя разрушающую силу людского влечения к идолопоклонству и прелюбодеянию, мужья Великого Собрания решили молиться о его искоренении. Всевышний принял их молитвы, и стремление к идолопоклонству и прелюбодеянию прекратилось совершенно. Стремление к прелюбодеянию прекратилось до такой степени, что исчезло всякое влечение одного пола к другому и даже курицы перестали нестись. Мудрецы снова молились о том, чтобы Создатель вернул на прежнее место страсть к прелюбодеянию, и Творец исполнил их просьбу. В то же время стремление к идолопоклонству оставалось уничтоженным. В святых книгах сказано, что, с тех пор как оно прекратилось, нет более и пророчеств, ибо корень и первого и второго один – стремление к высшим духовным силам.
Отсюда мы можем сделать важный вывод: любое человеческое стремление изначально не хорошо и не плохо, все дело в том, как человек его реализует. И Всевышний, предоставляя людям свободу выбора, не желает забрать лишь одно из проявлений стремления, оставив второе.
И все же нам нужно понять, если дурное начало не хорошо и не плохо, почему же оно называется «дурным»?
Дело в том, что йецер а-ра – это те влечения человека, у которых есть материальная основа, а природа материи такова, что она нуждается в постоянном направлении на правильное русло и подчинении духовному. Если же человек оставляет эти влечения «на произвол судьбы», то сами по себе они приведут его ко злу.