«И увидел народ, что Моше долго не спускается» (32:1).
Что увидели приспешники великого смешения, сделавшие тельца? И что увидели десятки тысяч из народа Израиля, проявившие пассивность и не воспрепятствовавшие им? Об этом прямым текстом говорится в Торе: «И увидел народ, что Моше долго не спускается». Они допустили ошибку в расчетах, следуя неверной предпосылке.
Что делать? Перед ними были две возможности. Первая – обратиться к Аарону, брату Моше. Он пророчествовал в Египте еще до прихода Моше и стал его правой рукой во время избавления. Моше Рабейну сказал обращаться к нему по любому вопросу. Следовало бы попросить его узнать у Творца, почему Он не позволяет Моше спуститься и передать заповеди Торы. Второй же путь, страшный и непокорный – если Творец не хочет вести нас посредством Своего посланника Моше, нужно найти ему замену. Вернемся к идолопоклонству, которым занимались в Египте. Сделаем тельца и будем приносить ему жертвы. Под его покровительством благополучно выберемся из этой ситуации. Те, кто так думал, заплатили за свою ошибку сполна. Они погибли все до одного. А что остальные? Они согрешили в мыслях, – пишет Рамбан. В каких мыслях? Они не примкнули к создателям тельца и даже не радовались в сердце его изготовлению. Они лишь содрогнулись от этого преступного действия. Но в глубине души они сказали: «Если уж великое смешение сделало его, он тоже может стать способом выбраться из пустыни. Мы этому не рады, но и это может стать решением. Пусть великое смешение идет за ним, и мы тоже пойдем. Справимся без Моше и без Всевышнего. Может, благодаря тельцу придет спасение». Евреи не служили ему, только понадеялись на него. И гнев Б -жий возгорелся против них – еще немного, и их участью стало бы полное истребление.
С тех пор во всяких бедствиях, приходящих к народу Израиля – в разрушении Храма, инквизиции, Холокосте, погромах, терактах – есть нечто от наказания за грех с тельцом. Известно, что Творец не наказывает потомков, если только они не придерживаются поступков своих предков (Санедрин, 27б). Остается сказать, что и мы страдаем от того же недуга: вместо того, чтобы поднимать глаза к Творцу или обращаться к Аарону, то есть к святым людям поколения, мы устремляем взгляд к тельцу, ожидая от него спасения.
Какие волнующие слова произнес раби Шимон бар Йохай (Шохер Тов, Теилим, 3), говоря, что было сделано тринадцать тельцов! Один из них должен был принести мир и безопасность, второй – избавить от экономического застоя и т. д. Имя первого (в переводе на современный язык) – ограда размежевания, имя второго – разумная экономика. Тельцов было по числу колен Израиля, и чем их становилось больше, тем сильнее разгорался гнев Б -га.
Давайте извлечем урок и будем знать: в итоге все золотые тельцы разрушаются, а служившие им терпят крах.
Удивительно, что в тот же Шабат, когда мы читаем в недельной главе о событиях с тельцом, заканчивают Афтарой о красной корове, которая, как говорят мудрецы, призвана искупить грех с тельцом: «Пусть придет мать (корова) и смоет грязь ее ребенка (тельца)» (см. Раши, Бемидбар, 19:22). Мы не только ставим эту корову рядом с грехом, но эта близость двух текстов помогает нам еще лучше понять отрывок о тельце и сделать важные выводы. Грех с тельцом был препятствием – в этом нет сомнений. Не зря Б -г обрушил Свой гнев и хотел уничтожить их. Исправлением же стала красная корова. Здесь буквально работает правило «мера за меру»! Как при создании тельца люди пошли за своим разумом и желанием сердца, игнорируя волю Творца, и так последовали они за египетской культурой, закрыв глаза на Провидение, так и в заповеди красной коровы евреи игнорируют насмешки других народов и непонимание со стороны разума. Эта заповедь называется словом «хука»: «Таково Мое постановление, и ты не вправе сомневаться в нем». И мы говорим себе: допустим, мы не понимаем, но Творец так приказал, а Он мудрее нас. Он приказал, а мы подчинены Ему и слушаемся Его голоса. Значит, не будем оглядываться направо и налево, а поступим согласно Его воле.
Когда раби из Шинавы, автор книги «Диврей Ихезкель», посетил Святую Землю около ста лет тому назад, ему навстречу во главе своей общины вышел раввин Цфата – раби Шмуэль Гелер. А между тем, караван задерживался. Уже спускались вечерние тени. Из уст собравшихся раздался вздох облегчения, когда они увидели приближающийся караван. «Что случилось?» – спросили они. Приехавшие рассказали, что в дороге раби остановился и спустился с осла, чтобы помолиться Минху в горах. Все уже закончили молитву, а его молитва продолжалась около часа.
Поэтому и опоздали. Раввин Цфата спросил, о каком месте в горах идет речь. Ему ответили, и тогда он воскликнул: «Теперь я знаю, что это святой человек Б -жий. Это та самая гора». «Какая еще та самая?» – спросили его. И он рассказал. Один араб пахал на этой горе, и вдруг его плуг наткнулся на что-то твердое и сломался. Араб нагнулся, чтобы разгрести землю, и его глаза засияли – он нашел золотой кувшин полный пепла. Он тотчас поспешил отнести кувшин в свой шатер и стал радоваться своему богатству. Ночью во сне ему явился старец: «Верни кувшин с пеплом на место, потому что он свят!» Араб встал обеспокоенный и пересыпал пепел в глиняный кувшин, который и закопал на горе. На следующую ночь вновь вернулся этот старец и предупредил: «Верни пепел в золотой кувшин. Это пепел красной коровы, а сосуд – священный. Он ожидает избавление народа Израиля». Араб встал в тревоге, но сказал себе: «Сны несут тщетное, не бывает сновидений без глупостей». На следующий день умер его сын, а сон повторился снова. Араб заупрямился: «Случайное совпадение!» Прошел еще один день, и умер второй его сын. Старец явился во сне и сказал: «Золото ослепляет твои глаза, но это было последним предупреждением». Араб заболел и дошел уже почти до врат смерти. Из последних сил он взял золотой кувшин и пополз на гору. Там он пересыпал в него священный пепел и спрятал в земле. Это и была та гора, где раби решил помолиться Минху. Вот почему его молитва длилась так долго.
Да приблизит для нас Всевышний то время, когда Он окропит нас всех очистительной водой!