Талмуд в трактате Санѓедрин (91а) сообщает, что как-то египтяне пригласили евреев на тяжбу к Александру Македонскому. Египтяне утверждали, что евреи должны им выплатить большую сумму. В качестве доказательства они привели стих из Торы о том, что при выходе из Египта египтяне одолжили евреям золотую и серебряную утварь и одежды. «Верните нам то, что мы одолжили вам», – требовали египтяне. Некий еврей по имени Гвиа бен Псиса и попросил у мудрецов разрешения представлять евреев в суде. «Пошлите меня, простого еврея, – попросил Гвиа бен Псиса, – если египтяне победят в суде, вы можете сказать: «простого еврея вы победили»; а если я одержу победу, скажете: «Тора Моше вас победила»». Мудрецы согласились на это предложение.
Представ перед Александром Македонским, спросил Гвиа у египтян: «Откуда вы приводите доказательство?» Египтяне ответили, что из Торы. «Если так, я тоже приведу доказательства из Торы. Сказано в Торе: «А проживание сынов Исраэля в Египте было четыреста тридцать лет». Дайте нам оплату работы 600.000 евреев, которые работали на вас все эти годы». Талмуд повествует, что египтяне не смогли опровергнуть этот довод.
Еще одну ситуацию приводит Талмуд, – когда пришли на суд ханаане. Они утверждали, что Земля Израиль принадлежит им, ведь в Торе она называется часто «Земля Ханаанейская». Снова Гвиа бен Псиса вызвался представлять евреев. «Откуда вы приводите доказательство?», – спросил Гвиа. «Из Торы», – ответили ханаане. «Я тоже приведу доказательство из Торы. Сказано (Берешит, 9:25): «Проклят Ханаан! Рабом рабов будет он братьям своим». Закон гласит, что раб вместе со всем его имуществом принадлежит его господину. Выходит, что вся земля ваша принадлежит нам». И на это не нашлось у ханаанеев ответа.
Если обратим внимание, увидим, что Гвиа не утверждал ничего нового. Он только требовал, чтобы его оппоненты были последовательны: если вы считаете, что книга Торы может быть достаточным доказательством, то будьте последовательны и посмотрите, что еще в ней написано.
Говорят мудрецы (трактат Шаббат, 104а), что истина (эмет — אמת) стоит на двух ногах, а у лжи (шекер — שקר) – только одна нога (обратите внимание как пишутся эти слова на иврите – у слова «эмет» все буквы в основании имеют две опоры, а у слова «шекер» – только одну). Тот, кто говорит истину, стоит прочно, поскольку его утверждения – постоянные и последовательные. А тот, кто лжет, стоит на одной ноге – стоит попытаться проверить его утверждения, всё сразу же падает.