«И увидел Фараон, что наступило облегчение, и отяготил сердце свое» (Шмот, 8:11).
Наши мудрецы (Мидраш Раба на недельную главу, 10) говорят: «Таков путь грешников: когда они находятся в беде, кричат (умоляя Творца пощадить их), а когда наступает облегчение, возвращаются к своим грехам». И всё это – из-за того, что грешники находятся во власти своего сердца, как говорит Мидраш (Эстер Раба, 10:3). Т. е. их чувства и ежеминутные желания правят ими и влияют на все их действия. В то время, когда грешники испытывают боль и страдания, они раскаиваются в своих грехах, но стоит пройти боли и страданиям, сразу же возвращаются к ним. И всё это потому, что в то время, когда они не чувствуют никакой боли, им кажется, что спокойствие и беззаботность будут с ними всегда. И так говорит Зоѓар (Насо, 126:1): «природа человека такова, что он идет по этому миру, думая, что он принадлежит ему и останется в нем на веки веков».
Однако праведники постоянно помнят о будущем и, осознавая, какую огромную награду получат за добрые дела и какое ужасное наказание за злые, творят добро и воздерживаются от зла. Стих в книге Коэлет (9:5) «Ибо живые знают, что умрут, но мертвые ничего не знают» Талмуд (Брахот, 18а) объясняет следующим образом: праведники, которые даже после смерти своей считаются живыми, знают, что умрут, т.е. постоянно напоминают себе об этом, и поэтому живут в соответствии с этим знанием, а грешники, которые считаются мертвыми даже при жизни, не задумываются об этом, и поэтому продолжают грешить. Из этих слов мы видим, что одно из главных различий между праведником и грешником заключается в том, задумывается ли человек о грядущем или живет в соответствии с ежеминутными желаниями.
И так пишет рабейну Йона (Шаарей Тшува, 2): «и должен человек в то время, когда он спокоен и безмятежен, представлять себе, как будет волноваться сердце его и дрожь пройдет по всему телу в день смерти, когда ему предстоит дать отчет (перед Небесным судом обо всей его жизни), как исповедуется в то время с разбитым сердцем. И так пусть делает всю жизнь свою – исповедуется с разбитым сердцем, и пусть будет боязнь перед Б -гом всегда перед его глазами».