Проказа в домах — это вид ритуальной нечистоты, описанный в Торе, который может поразить дома в земле Израиля. Этот вид проказы характеризуется появлением ярко-зеленых или ярко-красных пятен на стенах дома. В зависимости от размера, цвета и распространения этих пятен, дом может быть помещен в карантин, очищен, или даже полностью снесен.
Такие пятна появлялись только на еврейских домах. Этот вид цараат был, как и все прочие, чудом, показывавшим особый Промысел Господа и Его заботу об Общине Израиля.
Причины, из-за которых Творец поражал дом пятнами цараат:
- Пятна могли выступать небесным предуведомлением о том, что владелец этого дома или кто-то из его семьи повинен в одном из таких серьезных прегрешений, как злоречие, и что если он не раскается, то болезнь поразит его одежды, и, наконец, его тело.
- Еще пятна на стенах могли указывать на то, что хозяин дома — скупец, который отказывается одолжить то, что у него просят, заявляя, что у него этого нет. Когда на стенах его дома появлялись признаки цараат, всю его утварь выставляли наружу. И тогда правда делалась очевидной, ибо каждый мог обозреть все содержимое его дома.
- Другая причина могла заключаться в том, что имущество этого человека приобретено нечестным путем. Он приобрел его при помощи воровства, и поэтому Ашем устроил так, что все эти вещи были выставлены из его дома и разбросаны по улице.
- Цараат поражал также дом тщеславного, гордящегося его красотой и изысканностью. Поэтому этот дом подвергался сносу, в соответствии с изречением: «Дом надменных разорит Ашем» (Мишлей 15:25). Тем самым владельцу дома посылалось напоминание о том, что Всемогущему неугодно, чтобы еврей считал украшение дома целью своей жизни (вместо этого мы должны всеми силами стремиться «благоустраивать наш дом» в мире грядущем).
Виды проказы в доме
Существует два вида проказы в домах:
1. Если в доме появляется ярко-зеленое пятно, которое является самым сильным оттенком зеленого цвета, размером в два зерна ячменя, одно рядом с другим, на двух камнях.
2. Если в доме появляется ярко-красное пятно, которое является самым сильным оттенком красного цвета, размером в два зерна ячменя, одно рядом с другим, на двух камнях.
И в случае обоих этих видов необходимо, чтобы пятно казалось ниже поверхности стены.
Эти два вида проказы могут объединиться друг с другом, так что если было пятно размером с зерно ячменя зеленого цвета и пятно размером с зерно ячменя красного цвета, то это считается проказой с двумя зернами ячменя. И то же самое в отношении распространения: если было два зерна ячменя зеленого цвета, и распространилось красное, или наоборот, то это является признаком нечистоты, указывающим на уверенную проказу.
Существует различие между видом проказы на коже тела и видом проказы в домах: на коже тела само пятно не является признаком нечистоты, только если внутри него есть признак нечистоты — белый волос или здоровая плоть. Но при проказе домов само пятно является признаком нечистоты, когда этот вид сохраняется определенное время.
Четыре состояния проказы дома
При проказе дома могут быть четыре состояния:
1. Карантин
2. Очистка места с проказой
3. Удаление и отсечение пораженных проказой камней и замазывание места проказы
4. Снос всего дома, и это четвертое состояние называется «дом, объявленный совершенно прокаженным».
Закон о сносе всего дома применяется только тогда, когда уже применялся закон об удалении камней и замазывании, а там, где не применялся закон об удалении камней, нет закона о сносе.
Что должен был делать еврей, заметивший появление цветных пятен на стенах своего дома?
Он должен был самолично — а не через посланника — явиться к коэну, чтобы сообщить ему об этом, и это первое унижение призвано было подвигнуть его к раскаянию.
Обращать внимание на пятна на стенах своего дома обязан был только еврей, проживающий в Эрец Исраэль, а не тот, кто жил за пределами Святой Земли, ибо вне Земли те же самые признаки не означали нечистоты. Эрец Исраэль присуща особая святость. Эта земля не может носить на себе грешников.
Внутри стен Иерусалима ни один дом никогда не мог быть объявлен нечистым. Причина этого заключалась в том, что этот город не был частным владением какого-либо одного колена: напротив, он считался достоянием всей Общины Израиля, Тора же постановила, что законы о нечистоте применимы только к домам, состоящим в личной собственности.
Долгом коэна было обратиться к человеку, сообщившему о постигшей его дом цараат, со словами увещевания, дабы тот не приписал его простой случайности. «Сын мой, — говорил ему коэн, — помни, что эта язва появляется в наказание за тяжкие грехи. Прими эти слова к сердцу и раскайся!»
Затем коэн приходил обследовать дом. Прежде всего он приказывал, чтобы оттуда выставили все пожитки, чтобы они остались чистыми, даже если дом будет объявлен нечистым.
Прежде чем осматривать стены, коэн удостоверялся, что дом построен в соответствии с определенными требованиями, при отсутствии которых он не мог быть объявлен нечистым. Например, он должен был быть четырехугольным, кроме того, все четыре стены должны были быть сделаны из камня, дерева и глины: если хотя бы одна из них была сделана из иного материала, дом не мог стать нечистым.
Если коэн находил, что все условия постройки дома выполнены, он приступал к обследованию самого поражения. Если он видел зеленые или красные пятна, либо сочетание пятен этих двух цветов, тогда он изолировал дом на семь дней и на седьмой день обследовал его снова.
Осмотр по окончании первой недели:
- Если пятна становились светлее или вовсе исчезали, все, что коэн должен был сделать, это соскоблить пораженное место на стене; затем он объявлял дом чистым.
- Если пятно не расширялось и не исчезало и цвет его не менялся, коэн заключал дом еще на одну неделю.
- Если пятна распространялись по стене, тогда коэн приказывал удалить пораженные язвой камни и куски глины и заменить их новыми; затем он запирал дом, чтобы через неделю снова осмотреть его.
Осмотр по окончании второй недели:
- Если пятна светлели или исчезали, дом объявлялся чистым. Однако, чтобы завершить обряд очищения после второй недели, надо было поймать двух птиц, одну из которых умерщвляли над чашей со свежей ключевой водой, а другую выпускали на волю. И, кроме того, требовалось выполнить те же предписания, что и для очищения человека, только при очищении дома семикратному окроплению кровью птицы подвергался дверной косяк.
- Если к концу этой недели пятна никак не изменялись, то коэн удалял все камни с признаками цараат и запирал дом, дабы осмотреть его еще через неделю.
- Если пятна снова появились на старых местах, коэн провозглашал дом нечистым и приказывал снести его.
Осмотр по окончании третьей недели:
- Если пятна цараат появлялись на том же месте, на только что вставленных в стену камнях, дом объявлялся нечистым; его приходилось сносить целиком.
- Если пятна больше не появлялись, то для очищения дома надо было совершить тот же обряд, что и для очищения человека; затем дом провозглашался чистым.
- Зайдя в дом, объявленный нечистым, еврей осквернялся, и ему надо было совершить погружение в микву. Если же его пребывание в таком доме длилось дольше, чем кдей ахилат прас (промежуток времени, равный приблизительно трем минутам), то оскверненной становилась и его одежда, которая тоже подлежала очищению в микве.