Статья посвящается

Эта статья еще никому не посвящена. Нажмите тут, чтобы её кому-то посвятить!

Взять на себя вину

Привет всем читателям из святого города Иерусалима!

Эта недельная глава Торы рассказывает печально известную историю о грехе золотого тельца. Когда Моше Рабейну обращается к Всевышнему с просьбой простить еврейский народ за этот инцидент, он умоляет: «Сотри меня из Твоей Книги, которую Ты написал».1

Смысл этого обращения в том, что изъятие упоминания о Моше из свитка Торы каким-то образом может искупить грехи еврейского народа.

Однако, как мы знаем, Моше был самым скромным и смиренным из всех когда-либо живших людей, и из-за этого стих, процитированный выше,  кажется нам довольно удивительным.

Безусловно, изготовление золотого тельца было серьезным проступком. Но, казалось бы, как мог Моше проявить такую самоуверенность, даже самонадеянность, чтобы допустить мысль о том, что изъятие его имени из Торы может все исправить?

Объяснение Бааль Шем Това проливает свет на этот вопрос. Бааль Шем Тов говорит: всякий раз, когда Моше видел, что еврейский народ ведет себя неподобающим образом, он винил в этом себя. И он абсолютно искренне предполагал, что именно его собственные недостатки представляли собой самую вероятную причину того, что евреи свернули с верного пути.

Подобное восприятие ситуации можно понять на двух уровнях.

На каббалистическом уровне, если лидер поколения делает даже совершенно незначительную ошибку, это может вызвать волновой эффект. Крошечный промах лидера в мыслях, речах или действиях способен привести к совершению его последователями значительных нарушений.

Мекор Маим Хаим пишет, что эту концепцию можно проиллюстрировать таким образом. Представим, что человек держит веревку, верхний конец которой зажат между его пальцами, а нижний лежит на земле. И, если он хотя бы немного потянет за веревку сверху, ее нижняя часть тоже сдвинется. Верх верёвки — как бы ее «голова» — символизирует главу поколения. Так же, как человек заставляет двигаться всю остальную веревку, даже самую нижнюю ее часть, так и глава поколения воздействует на тех, кто находится «под ним».

На практическом уровне мы можем понять поведение Моше как своеобразную попытку прикрыть провинившийся еврейский народ. Он берет на себя ответственность за их ошибку, потому что считает, что это его обязанность. И это как если б он сказал: «Если бы я как лидер был лучше, они были бы лучше как народ». В их промахе он видел отражение своей неспособности направлять их должным образом.

Но на самом деле это было не так. Потому что, как мы далее читаем в Торе, Бог ему отвечает: «Того, кто действительно согрешил предо Мною, сотру Я из Книги Моей».2

Несмотря на то, что прежде Всевышний как бы намекнул Моше, что отчасти тот все же причастен к произошедшему,3 Он не считает, что Моше главный виновник сложившейся ситуации. В любом случае, мы видим, что Моше самоотверженно был готов взять всю вину на себя.

Теперь мы можем понять мольбу Моше о том, чтобы его имя было стерто из Торы. Он вовсе не был самонадеянным, утверждая, что стирание памяти о нем может искупить грехи народа; скорее, он умолял: «Вместо них накажи меня!»

Готовность прикрывать евреев, отклоняя обвинения в их адрес, вступаться за них и принимать удар на себя, является одним из лучших способов выразить любовь. Это очень ценное качество не только для лидера, но и для каждого представителя общества.

Да будем мы удостоены наивысшего умения любить друг друга до такой степени, чтобы стремление вступаться за ближнего было нашей первой реакцией! Таким образом с Божьей помощью мы сможем наконец исправить давний грех беспричинной ненависти внутри нашего народа, из-за чего был разрушен Второй Иерусалимский Храм, и заменить это безусловной любовью, что в конце концов поможет нам заслужить полное и окончательное избавление в скором времени, в наши дни.

Сноски

  1. Шмот, 32:32.
  2. Шмот, 32:33.
  3. Шмот, 32:7: «И говорил Господь Моше: Иди, спустись, ибо извратился твой народ, который ты вывел из земли Египетской». Говоря «твой», Бог дает Моше понять, что инициаторами создания идола стали не сами евреи, а эрев рав — собрание египтян и других иноверцев, вышедших из Египта вместе с евреями и принявших иудаизм, потому что это позволил Моше.

Была ли эта информация полезной?

Да
Нет
Спасибо за ваш отзыв!
Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

Maaser Truma

Дорогой ,

Пожалуйста, выполните перевод на сумму на выбранную вами карту.

🇷🇺 Сбербанк карта — 220 220 363 423 9752
🇺🇦 Карта Альфа Банка - 5168 7520 0634 9925 на имя Веретельник Илона Александровна

Большое спасибо!
Рав Реувен Куклин

SSL Security 100% безопасный перевод

Посвятить статью

Dedicate Article

Внимание!

После отправки данной формы, статья будет обработана в течение 48 часов.

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому