Йирмеяху (ивр. יִרְמְיָהוּ) — один из величайших пророков Израиля, пророчествовавший во времена разрушения Первого Храма в 586 г. до н.э. Сын Хилкиягу (Хелкии) из когенов (священников) в Анатоте, в земле Биньямина (Вениамина) (Йирмеяху 1:1).
Жизнь и миссия
Йирмеяху был предназначен для пророческой миссии еще до рождения: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Йирмеяху 1:5). Начал пророчествовать в юном возрасте по повелению Божьему, в пятый год царствования Йошиягу (Иосии), сына Амона, царя Йегуды (Иудеи) (Йирмеяху 1:2), в 627 г. до н.э.
Пророчествовал в период глубокого морального упадка Йегуды. Обличал народ, осуждал их поступки и предсказывал грядущие бедствия. Его слова были бескомпромиссны и бесстрашны: «Было в сердце моем, как бы горящий огонь» (Йирмеяху 20:9).
Из-за своих суровых пророчеств подвергался преследованиям, но был спасен от смерти благодаря Ахикаму, сыну Шафана (Йирмеяху 26:24). Пережил многочисленные опасности, что соответствовало обещанию Бога: «Не бойся их, ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя» (Йирмеяху 1:8).
Сефер Йирмеяху (Книга Иеремии)
Книга Йирмеяху является самой большой среди пророческих книг, содержащей 52 главы. Она описывает события, свидетелем которых был пророк в период разрушения Первого Храма и Вавилонского изгнания.
Согласно традиции, книга Йирмеяху следует за Сефер Мелахим (Книгой Царей) и предшествует книгам Йехезкеля (Иезекииля), Йешаягу (Исайи) и Трей Асар (Двенадцати малых пророков). Гемара объясняет это тематической близостью: Сефер Мелахим заканчивается разрушением, книга Йирмеяху полностью посвящена теме разрушения (за исключением глав 30-33), в то время как книга Йешаягу в основном содержит утешения (Вавилонский Талмуд, трактат Бава Батра 14б).
Книга Йирмеяху включает в себя ряд пророческих предостережений о грядущем возмездии и разрушении, которые постигнут народ за отступничество от Всевышнего. Книга также содержит нравственные поучения, призывающие к раскаянию и возвращению на путь праведности. Помимо этого, в ней подробно описаны личные испытания и страдания самого пророка, который подвергался гонениям и преследованиям за свои бескомпромиссные речи и пророчества.
Значение и наследие
Согласно Талмуду, Йирмеяху является автором не только своей книги, но также Сефер Мелахим и Мегилат Эйха (Плача Иеремии) (Вавилонский Талмуд, трактат Бава Батра 15а).
В еврейской традиции Йирмеяху занимает особое место. В талмудической литературе упоминается, что видение Йирмеяху во сне считается предзнаменованием бедствий, что связано с основной темой его пророчеств о разрушении Первого Храма (Вавилонский Талмуд, тракат Брахот 57б).