Можно ли абортировать некоторые из плодов при многоплодной беременности, если это сохранит здоровье матери и увеличит шансы на жизнь остальных плодов? И если да, то на основании чего может быть сделан выбор?
Несмотря на то, что многоплодные беременности встречаются крайне редко, все же время от времени мы узнаем, что где-то в мире женщина выносила и родила 4, 5, 6, а то и более детей. Как, с точки зрения Галахи, следует поступать женщине, которая носит сразу несколько плодов, а ее беременность сопровождается рядом физиологических проблем?
В подавляющем большинстве случаев женский организм производит одну зрелую яйцеклетку в месяц. При этом обычное лечение бесплодия требует, чтобы пациентка принимала специальные стимулирующие препараты, которые вызовут у нее гиперовуляцию, способствуя производству большого количества яйцеклеток за один раз.
В ряде случаев для оплодотворения эти множественные яйцеклетки могут пройти естественным путем через фаллопиевы трубы, а могут быть извлечены, чтобы затем их использовали для экстракорпорального оплодотворения (ЭКО).
В первом случае многоплодная беременность может наступить без какого-либо постороннего вмешательства, и сколько яйцеклеток будет оплодотворено, зависит от воли Небес. Однако во второй ситуации женщине до процедуры ЭКО необходимо принять решение о том, сколько яйцеклеток из уже оплодотворенных ей имплантировать.
Из-за высокой стоимости лечения и относительно низкой его успешности (что в рамках научного прогресса все же меняется в лучшую сторону) порой женщине приходится принять решение об имплантации сразу большого числа оплодотворенных яйцеклеток, поскольку ожидается, что далеко не все они приведут к жизнеспособной беременности, смогут прижиться. В конце концов, чаще всего благодаря данной процедуре на свет появляется не более одного-двух детей.
И все же бывают исключения. Так в процессе ЭКО женщина может оказаться беременной сразу 6-7 плодами, которые начинают развиваться параллельно. Необходимо понимать, что многоплодная беременность опасна тем, что повышается риск многих типов осложнений, включая гестационный диабет, преждевременные роды, эклампсию (тяжелое высокое кровяное давление и судороги), а кроме того, врожденные дефекты того или иного плода. При этом, чтобы свести к минимуму риск осложнений, обычно беременная вынуждена проводить большую часть времени в постели. И чем больше плодов одновременно развивается в материнской утробе, тем выше возможность осложнений.1
С числом плодов возрастает опасность не только для матери. Так плодам угрожает риск выкидыша, что может привести к гибели всех плодов сразу. В результате многие врачи рекомендуют в качестве меры безопасности выборочно абортировать некоторые из плодов, оставив только 2-3.
Но можно ли, с точки зрения еврейского закона, абортировать часть плодов, чтобы оставшиеся имели больше шансов выжить? И, если да, то как выбрать, какими из них можно пожертвовать?
Хотя среди законоучителей мало таких показаний к аборту, с которыми были бы согласны все, эксперты по еврейскому праву все же сходятся во мнении, что при определенных обстоятельствах сокращение многоплодной беременности разрешено. Однако даже те раввины, которые допускают такую возможность, заметно расходятся во мнениях относительно причины для такой операции.
В первую очередь, аборт разрешается, когда беременность представляет реальную угрозу жизни матери, поскольку плод считается так называемым «преследователем» ее жизни, имеющим намерение ее убить.2 Поэтому, по мнению всех еврейских законодателей, если многоплодная беременность угрожает жизни матери, аборт разрешается.3
Куда более сложный вопрос заключается в том, можно ли выборочно сократить многоплодную беременность ради спасения жизни или здоровья остальных плодов.
Важно понимать, что этот вопрос в корне отличается от решения о том, чтобы умертвить «неполноценные» зародыши. Уменьшение числа уже прижившихся полноценных плодов во время многоплодной беременности не влечет за собой суждение о ценности каждого из них, а скорее является попыткой максимально достоверно оценить медицинские последствия такой беременности.
Комитет по этике Американского колледжа акушерства и гинекологии указывает на это различие между ситуациями, когда некоторые из плодов предстоит умертвить ввиду аномалий в их развитии или же когда из-за особенностей организма женщины стало развиваться слишком много зародышей, не содержащих аномалий, и при этом потенциально опасно само их число.
Приводится следующее пояснение: «Этическое обоснование этого момента имеет важное отличительное значение. Намерение прервать жизнь конкретного плода состоит в том, чтобы избежать рождения ребенка со значительной медицинской проблемой, тогда как как идея сокращения общего числа плодов заключается в предотвращении проблем, являющихся вторичными по отношению к многоплодной беременности и преждевременным родам».4
Можем ли мы оправдать выборочный аборт, когда жизни матери ничто не угрожает?
Некоторые раввины в этой ситуации использовали те же доводы, что и для оправдания аборта, утверждая, что зародыши являются «преследователями» относительно друг друга, и если оставить многоплодную беременность протекать естественным образом, то почти наверняка это приведет к выкидышу всех плодов уже на раннем сроке беременности.
Фактически галахические авторитеты говорят, что, если в случае опасности мы можем спасти хотя бы кого-то из будущих детей, то допустимо прервать жизни остальных. Но почему можно делать аборт, если каждый плод является «преследователем» других? Ведь обычно, если друг друга преследуют два человека, мы не можем предпочесть одну жизнь другой, считая их равноценными. Поэтому нам предстоит выяснить, применимо ли это правило к еще не родившимся плодам и имеют ли они тот же статус, что и появившееся на свет дети.
Раввин Ицхак Зильберштейн, выдающийся галахический авторитет нашего времени, подходит к этому вопросу довольно оригинально.5 Сначала он предполагает, что, если беременность не представляет угрозы для матери, то умерщвление некоторых плодов может быть запрещено из опасений, что фактически это будет предпочтением одной жизни другой. Но затем рав Зильберштейн предлагает два подхода, которые могут допустить, что выборочный аборт при многоплодной беременности возможен, даже если при этом будут спасены только некоторые жизни (а не все).
Он приводит аналогию со случаем, который рассматривается в Талмуде,6 когда на группу людей нападают бандиты и требуют выдать одного человека (он должен быть выбран группой самостоятельно), которого они казнят, в противном же случае будут убиты все. В то время как большинство галахических экспертов считает, что в такой ситуации все должны умереть, не имея права выбирать кого-то одного, кто пострадал бы, спасая остальных, сам рав Зильберштейн указывает, что есть законоучители, которые отменяют запрет выбирать «жертву», если она хотя бы теоретически может сбежать.
Однако в ситуации, когда сразу было ясно, что, если не выбрать одного человека, умрут все, некоторые авторитеты все же позволяют выбрать невинного человека ради спасения остальных посредством жребия.
Если этот вывод относится к людям, имеющим безоговорочный статус полноценных человеческих созданий, то, безусловно, он должен распространяться и на плоды, еще не имеющие статуса жизнеспособных. Пока зародыши находятся в утробе матери, они не обязательно подпадают под запрет предпочитать одну жизнь другой. В таком случае выборочный аборт при многоплодной беременности должен быть разрешен, поскольку он рассматривается с точки зрения закона как акт защиты жизни зародышей, а не как акт их убийства.
Кроме того, рав Зильберштейн сравнивает сокращение числа плодов с тем, как, например, для спасения людей, оказавшихся под завалами рухнувшего здания, используется трактор. Если ничего не предпринимать, ясно, что погибнут все. Но, как он утверждает, некоторые законоучители разрешают использовать трактор, чтобы попытаться разворошить завалы. И даже если вследствие движения этого трактора некоторые из погребенных под обломками здания окажутся убиты, все же многие другие люди, которые в противном случае погибли бы, могут быть спасены.
Точно так же, поскольку в случае бездействия все зародыши, скорее всего, умрут, рав Зильберштейн делает вывод, что допустимо абортировать несколько из них, чтобы спасти жизнь остальным.
Оба вывода рава Зильберштейна, очевидно, основаны на предположении, что в случае, когда одновременно развивается много плодов, ни один из них не доживет до положенного срока, если не будет выполнена операция. Но если бы некоторые из них на деле имели выжить, то, даже при условии, что это повлекло бы за собой разного рода травмы, взгляд на эту дилемму мог быть бы совершенно иным.
Раввин Хаим Довид а-Леви в сборнике галахических статей придерживается более снисходительного подхода.7 Он утверждает, что существует целый спектр мнений относительно абортов (от очень строго запрещающих до разрешающих, причем в случае тяжелых заболеваний типа болезни Тея-Сакса аборт допустим вплоть до семи месяцев беременности) и что большинство авторитетов согласны с тем, что извлечение из организма матери нежизнеспособного плода не является убийством.
Следовательно, он делает вывод, что сокращение количества плодов при многоплодной беременности допустимо, если в результате бездействия зародыши родятся преждевременно и с серьезными дефектами, физическими или умственными. При этом рав позволяет сократить число зародышей до необходимого для того, чтобы оставшиеся дети родились здоровыми.
Интересный, хоть и вызывающий довольно много вопросов подход можно извлечь из талмудического комментария рабби Менахема а-Меири, жившего в 13 веке.8 Обсуждая тот же самый пример нападения бандитов на группу людей, о котором упоминал рав Зильберштейн, основывая на нем свое мнение, рабби а-Меири утверждает, что есть исключение из правила, согласно которому каждый должен предпочесть добровольно пойти на смерть вместо того, чтобы выбирать жертву. Он заявляет: «Само собой разумеется, что, если в группе есть тот, чья болезнь убьет его в течение года, разрешается выдать его в качестве жертвы, чтобы не дать убить остальных, так как убивающий такого человека в убийстве не виновен».
Мы могли бы предположить, что, поскольку все зародыши, несомненно, погибнут до конца беременности, если их количество не будет сокращено, есть основания признать, что в соответствии с этим мнением выборочный аборт допустим.
Немаловажно, что для некоторых раввинов еще одним смягчающим фактором является срок беременности. Хотя плод считается потенциальным человеком с момента зачатия, все же до 40-го дня беременности Талмуд называет его «маим бе-альма» («просто вода»), благодаря чему многие авторитеты считают, что в ситуации, когда аборт разрешен, его следует произвести как можно раньше.9
При этом следует отметить, что раввин Шломо Залман Аурбах, который был одним из самых влиятельных экспертов в области еврейского закона в конце 20 века, не руководствовался ограничением в 40 дней.
Известны два случая, когда к нему обратились за разрешением аборта женщины, вынашивающие несколько плодов. Первая была беременна шестерней, а у другой, носившей четверняшек, было слишком узкое тело, чтобы полноценно их всех выносить и родить. В обоих случаях раввин разрешил выборочный аборт, потому что невмешательство в течение беременности имело бы высокий риск закончиться гибелью всех плодов, и постановил, что каждый плод имеет статус «преследователя». При этом он разрешает врачу прерывать жизнь одного или нескольких плодов даже после 40 дней беременности, когда процедура наиболее безопасна.10
Однако при всем этот остается вопрос: какими же из плодов можно пожертвовать?
Наиболее распространенный ответ — абортировать тот плод, который максимально увеличивает шансы на успех процедуры и сводит к минимуму риск для оставшихся.11 Фактически это сводится к абортированию наиболее доступных для врача на момент операции плодов.
Но что делать, если один из плодов имеет аномалии развития? Его устранение и сохранение тем самым жизни здорового плода зависит от того, разрешено ли в принципе делать аборт плода с такого рода дефектом. Поскольку аномалия плода сама по себе не является причиной риска для жизни матери и других зародышей, она не является и основанием для аборта.
Согласно одному мнению, если во время многоплодной беременности есть плод, аномалия которого предполагает риск его смерти внутри утробы и, таким образом, это ставит под угрозу другие здоровые плоды, сделать аборт допустимо.12
Раввин Элиэзер Йеуда Вальденберг приходит к аналогичному выводу и пишет, что, как ему сказали, великий раввин Йосеф Шалом Эльяшив тоже придерживался этого мнения.13
Хотя существует много дискуссий о том, сколько плодов дозволено абортировать в случае многоплодной беременности, все согласны с тем, что это медицинский вопрос, который должен решать врач в каждом отдельном случае.14 Совершенно очевидно, что необходимо сохранять жизнь максимально возможному количеству плодов, при этом ориентируясь на то, чтобы здоровье матери и остальных зародышей не подверглось опасности.
Необходимо отметить, что нет ни одного галахического авторитета, допускающего сокращение количества плодов, исходя из личного удобства или по какой-либо прихоти, например, умерщвление одного из двух близнецов.15
Подводя итоги, следует сказать следующее: большинство раввинов, принимающих решения в подобных ситуациях, согласны с тем, что выборочный аборт при многоплодной беременности в определенных обстоятельствах разрешается. Одни допускают его только в тех случаях, когда продолжение беременности угрожает жизни матери, другие разрешают и при угрозе самой беременности.
Что не менее важно, существует серьезный вопрос: допустимо ли вообще целенаправленно имплантировать несколько эмбрионов, зная, что все они могут прижиться в организме женщины и в дальнейшем с высокой вероятностью возникнет сложная ситуация с многоплодной беременностью?
Сноски
- Роберт К. Кризи, Джей Ямс, Материнско-фетальная медицина: Принципы и Практика, гл. 29: Клинические характеристики и ведение многоплодной беременности, изд. W.B. Saunders, 2003. См. также Образовательный бюллетень ACOG, № 253, ноябрь 1998 г., где кратко изложены особые проблемы такой беременности.
- Маймонид, Мишне Тора, Законы убийств, 1:9
- Мишна, Охолот, 7:6
- Комитет по этике Американского колледжа акушерства и гинекологии: Редукция эмбриона при многоплодной беременности и выборочное прерывание беременности. Мнение № 94, апрель 1991 г.
- Раввин Ицхак Зильберштейн, «Искусственный аборт при многоплодной беременности», Ассия, т. 8, 1995 г., стр. 7-13 (опубликовано Институтом медико-галахических исследований доктора Фалька Шлезингера в Медицинском центре Шаарей Цедек, Иерусалим). Первоначально опубликовано в журнале Ассия, №№ 45-46 (12:1-2), 1989 г.
- Иерусалимский Талмуд, Трумот, 8:10 — «если одна группа людей скажет другой: «выдайте нам кого-нибудь из вас, и мы убьем его, а если нет, то убьем всех вас», даже если все будут убиты, нельзя выдать ни одного человека из сынов Израиля». См. также Маймонид, Мишне Тора, Йесодей а-Тора, 5:5.
- Раввин Хаим Довид а-Леви, «Вынужденный аборт при многоплодной беременности и состояние детей “из пробирки”», Ассия, т. 8, 1995 г., стр. 3-6.
- Рабби Менахем а-Меири, Бейт а-Бхира, Сангедрин, 74б.
- Рабби Мордехай Элияу, Тхумин, т. 11, 1990 г., стр. 272.
- Нишмат Авраам, Хошен Мишпат, 425:2, стр. 295. Процедура обычно проводится между 9 и 12 неделями беременности.
- Рав Аурбах, цит. в Нишмат Авраам, там же.
- Рав Н.А. Рабиновиц, Тхумин, т. 17, 1997 г., стр. 340. Для подробного обсуждения показаний к аборту см. доктор Авраам Штейнберг; Энциклопедия еврейской медицинской этики, «Аборты и выкидыши».
- Раввин Элиэзер Йеуда Вальденберг, Циц Элиэзер, т. 20:2.
- Раввины Зильберштейн, Элияу, а-Леви и, предположительно, раввин Аурбах.
- Ричард В. Граци, Джоэл Б. Воловельски, «Сокращение количества плодов при многоплодной беременности и избавление от не трансплантированных эмбрионов в современном еврейском законодательстве и этике», Американский журнал акушерства и гинекологии, 65:5 (ноябрь 1991 г.).