«То прикажет священник взять для очищающегося двух птиц живых чистых и кедрового дерева, и червленую нить, и эйзова»
Ваикра,14:4.
Дерева кедрового. Потому что поражение (проказой) является (также карой) за надменность (о чем кедр напоминает своим величественным видом). Раши
Машаль (Притча)
В городе стало известно, что в определенном месте заложена бомба. Конечно, люди, узнав об этом, проявляли большую осторожность и обходили этот участок стороной, особенно остерегаясь быть там или находиться поблизости от ужасного места с зажженным огнем, ибо это могло повлечь за собой опасность взрыва.
Прошло некоторое время, люди привыкли к постоянной опасности, которая исходила от этого места, и потеряли бдительность. Они объясняли свое спокойное отношение тем, что коль скоро за такой большой срок ничего не произошло, скорее всего, уже ничего и никогда не случится.
Неожиданно проездом в этом городе оказался эксперт в области взрывных устройств, и он совершенно опроверг заблуждение жителей. Он сказал: тот факт, что бомба до сих пор не взорвалась, ничего не значит. Хотя до этого момента действительно ничего не произошло, что могло бы вызвать взрыв, но в любую минуту все может измениться: возникнет нужное колебание воздуха, взрывная волна, детонация – бомба неожиданно «проснется» и отреагирует. Произойдет взрыв!
Нимшаль (Мораль притчи)
Рав Элияѓу Лопьян объяснял этой притчей великую опасность, которую представляет собой высокомерие.
Его можно сравнить с бомбой замедленного действия, которая «тихо» лежит до поры до времени на глубине души, но вдруг проявляет себя чудовищным взрывом.
Высокомерие может оставаться настолько потаенным в сердце человека, что он сам готов поверить в свою скромность.
Он способен прожить много лет в смирении, пока вдруг, когда сойдутся все необходимые условия, высокомерие не взорвется внутри него самого!
Такое свойство души, как гаава, гордыня, может обнаружить себя весьма неожиданно для него самого, как носителя душевного изъяна, предупреждая человека: ты не свободен от опасности гордыни, и тебе стоит работать над собой. Поэтому, даже если высокомерие не обнаруживает и не проявляет себя, каждый человек обязан работать над своей скромностью и стараться достичь вершины в совершенствовании этого качества.
И вот тогда, достигнув высокого уровня смирения и скромности, он может быть уверен, что высокомерие, появившись без предупреждения, не удивит его: он встретит его атаку во всеоружии.
Эта бомба замедленного действия не сработает!