Вопрос:
Интересно, в иудаизме человек считается со-творцом Всевышнего? И какое место занимает понятие «совесть»? Это акт сотворчества или следование Закону?
Ответ:
Рамхаль пишет, что основная цель создания человека заключалась в том, чтобы дать ему столь великое благо, которое только может быть. Однако, если бы это благо давалось незаслуженно, без всякого труда, оно не было бы полноценным, ведь природа человека такова, что от таких вещей, в которые он не вложил старание и труд, он не получает полноценного наслаждения.
Поэтому ему были даны 2 пути — путь добра и путь зла, а кроме того, еще свобода выбора. Какой путь выберет человек, тем и ведет его Господь. Выбирая добро, он совершенствует себя и вместе с этим весь мир, а выбирая — не дай Бог! — зло, разрушает себя и весь окружающий мир.
Поскольку, чтобы совершенствовать себя и мир, необходимо активное подключение самого человека, он в каком-то аспекте считается со-твоцром Всевышнего.
Интересно, что рав Моше Тейтельбаум (кон. 18 — сер.19 в.) пишет в своей известной книге Йисмах Моше, что Всевышний, перед тем, как создать Адама, сказал: «Создадим человека». «Создадим» — во множественном числе, потому что в создании человека участвует и сам человек.
Что касается вашего вопроса о совести, то прежде всего нужно определить, что же это такое.
В статье «Что такое совесть» я писал, что совесть — это внутренний голос человека, который предостерегает его от совершения дурных поступков. И, если он всё же поступает дурно, его мучают угрызения совести. Источник голоса совести — изначально добрая природа человека. Как сказано в Коэлет: «…сотворил Бог человека прямым» (7:29). Но когда он не выполняет задачи, возложенные на него, в глубине сердца чувствует это и страдает. Это ощущение страдания и называется «угрызениями совести».
Выходит, две вещи, что вы упомянули, верны: совесть существует в связи с тем, что на человека возложена уникальная задача, корни ее в со-творении. А когда человек отклоняется от ее выполнения, к примеру, нарушая закон, его мучают угрызения совести.