«Все золото, пригодное к обработке» (38:28).
В этой главе мы учим, как весь народ – мужчины и женщины, простолюдины и главы общины – принесли добровольные пожертвования для строительства скинии, обители Шхины Всевышнего. Однако порядок текста вызывает недоумение – сначала говорится о приношении женщин и их украшениях: «Каждая женщина, мудрая сердцем, своими руками пряла, и принесли пряжу». Затем «все женщины, которых подвигло сердце в мудрости, пряли козью шерсть». И лишь в конце «князья принесли камни оникса и камни вставные для эфода и нагрудника». Прежде – приношение из шерстяных тканей, а в конце – алмазы и драгоценные камни! Почему? На первый взгляд, драгоценностям самое место в начале этого списка. Святой автор комментария «Ор а-Хаим» отмечает, что Тора перечисляет приношения не по их стоимости, а по тому, насколько каждое из них важно в глазах Творца, – согласно вложенному в них сердечному чувству. Ведь «Милосердный требует сердце». Когда женщина отказывается от своих украшений, сколько же своего сердца она вкладывает в это? Прясть шерсть – это тяжелая ручная работа, требующая немалых усилий и труда. И только в конце перечислены дары и приношения, имеющие большую материальную стоимость, но самые дешевые с душевной и сердечной стороны – князья принесли драгоценные камни из своих хранилищ. Не количество денег, переданных человеком на благотворительность, делает его дар по-настоящему ценным. Ни в коем случае. Главное – это намерение сердца, желание преумножить славу Творца в мире. Вот что делает поистине дорогим его приношение. Даже если у бедняка нет в кармане монеты, но он все же жертвует во славу Небес то малое, что ему принадлежит, э т о засчитывается ему, словно огромное приношение великана. Это знание должно вернуть покой и безмятежность сердцу любого человека. Пусть знает – никто не требует от него того, чего у него нет. В то же время и он, со своими жалкими (на первый взгляд) силами, способен сотворить не меньше, чем богатый магнат. Об этом написано в комментарии «Сфорно» к нашей недельной главе: «Все золото» – свидетельствует о размере золота, серебра и меди, отданном на работу над скинией. Его было очень мало в сравнении с богатством первого иерусалимского храма, и еще меньше в сравнении с храмом, построенным Иродом. Тем не менее, слава Б-га пребывала с большим постоянством в скинии Моше, чем в первом храме. А во втором она и вовсе не проявлялась. Это призвано научить нас тому, что вовсе не размер богатства и величина сооружения становятся причиной для нисхождения Шхины к народу Израиля. Б-г благоволит к трепещущим перед Ним и к произведению их рук, чтобы обитать среди них. Сказанное справедливо и в противоположном смысле. Если Всевышний благословил еврея большим богатством, а теперь, когда к его порогу приходят попросить милостыню, он дает лишь жалкие крохи, да еще и сурово обращается с нищими, его подаяние будет считаться чем-то совершенно незначительным.
Рассказывает рав Нета Шломо Зильбер из города Монси.
Однажды я встретил человека, работавшего в качестве водителя у «посланников», отправленных в Соединенные Штаты, чтобы собирать деньги для еврейских религиозных организаций. Водитель передал мне следующий случай, которому он сам был свидетелем. Один из глав ешив, знаменитых в стране Израиля, приехал домой к известному богатому предпринимателю и попросил финансовой помощи для своего учреждения. Тот достал чековую книжку и написал маленькую сумму, не соответствовавшую его состоянию. Глава ешивы проявил настойчивость и, описывая перед своим собеседником значительные расходы ешивы и ее филиалов, попросил пожертвовать большую сумму. Бизнесмен рассердился и забрал чек обратно, сказав раву следующее: «Я попросил бы Вас вычеркнуть меня из списка ваших спонсоров. Не приходите ко мне больше!»
Однако глава ешивы был известен не только глубокими познаниями в Торе, но и своей особой сообразительностью и острым умом. Он вовсе не растерялся и не впал в замешательство, а дал собеседнику спокойный ответ: «Я готов исключить Вас из списка спонсоров. Однако знайте: как только Ваше имя исчезнет из этого списка, возможно, и на Небесах Вас исключат из списка богатых людей… Я предложил бы Вам прежде, чем я окончательно решу больше не обращаться к Вам за помощью, подумать еще раз, действительно ли Вы этого хотите».
Эти слова проникли прямиком в сердце к предпринимателю, и он пошел на попятную. Он попросил прощения у главы ешивы и выдал ему весьма крупную сумму.