Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Гиюр. Все что нужно знать

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

Кто такой гер?

«Гиюр» (ивр. גיור — «прозелитизм») — это принятие неевреем иудаизма и обряд, связанный с этой процедурой. Соответственно, «гер»‏‎ — «прозелит», а «гиёрэт» — «прозелитка».

Общие сведения

Гиюр, как процесс принятия иудаизма, заключается в том, что кандидат в прозелиты обязан принять на себя исполнение всех без исключения заповедей Торы и постановлений мудрецов. Мужчине во имя его обращения в иудаизм делают обрезание, и он омывается в микве. Женщина только омывается в микве во имя принятия гиюра. Когда существовал Храм, гер и гиёрэт в честь принятия еврейства должны были принести специальные жертвы. Пока Храм не будет построен, эту часть перехода в еврейство временно исполнить невозможно.

Подготовка к гиюру, принятие заповедей, обрезание и омовение в микве должно проходить исключительно под контролем компетентных раввинов, членов специального еврейского суда.

Для принятия иудаизма гиюр должен пройти только тот, кто по закону Торы не является евреем, т.е. тот, чья мать не является еврейкой. Еврей, который хочет начать соблюдать заповеди, исполняет их без специальной церемонии посвящения. Обрезание, которое делает такой человек является исполнением одной из заповедей, в которых он был обязан с рождения и не является частью обряда его перехода в еврейство.

По мнению законоучителей, еврейство выходцев из Индии и Эфиопии не доказано, и, чтобы считаться евреями, они должны проходить гиюр согласно всем правилам еврейского закона.

Иногда приходится слышать термин «гиюр ле-хумра», т.е. принятие гиюра в качестве устрожения, перестраховки. К такому виду гиюра прибегают в случае небольшой вероятности того, что человек не является евреем, а также в случае некоторого опасения, что сделанный до этого гиюр был недействителен. Такой гиюр, как правило, не отличается от обычного, за исключением того, что благословения в случае сомнения не произносят.

Иногда говорят, что человек прошел «ускоренный гиюр». Либо речь идет о весьма сомнительном гиюре, который не происходил согласно всем правилам и, соответственно, недействителен. Либо о случае, когда человек, который продолжительное время жил по законам Торы, обнаружил, что он не еврей и хочет стать евреем. Поскольку такой человек досконально знаком с еврейской жизнью, ему остается сделать обрезание и омыться в микве в присутствии раввинского суда, что не требует много времени.

«Армейский гиюр» — это гиюр, который устраивают неевреям, проходящим срочную службу в Армии Обороны Израиля. В зависимости от множества обстоятельств, о которых будет рассказано ниже, такой гиюр может быть действительным или нет.

Душевно больные люди не могут принять гиюр.

Человек, который живет в таких условиях, при которых он не может соблюдать заповеди, как например, ребенок, усыновленный несоблюдающими законы Торы родителями, или ребенок еврея и нееврейки, не может пройти гиюр.

Нееврей, которого нельзя обрезать по медицинским соображениям, не может принять гиюр.

Раввинат Израиля признает гиюры, пройденные в других странах, если они были осуществлены под контролем еврейских судов, которые он считает компетентными.

Чтобы пройти гиюр в Израиле, который будет признан Министерством внутренних дел, человек должен либо быть гражданином Израиля, либо иметь временный вид на жительство (виза «алеф 5») минимум два года. В таких случаях он может обратиться в раввинат и записаться на курсы гиюра.

Об истории и основных принципах гиюра

Гиюр в определенном смысле берет свое начало еще от нашего праотца Авраама. Тора называет Авраама «отцом многих народов»[1]. Всевышний говорит ему: «…и благословятся тобой все семьи земли»[2]. Слово «благословение» и слово, выражающие процесс, когда к одному дереву прививают отросток другого, имеют на Святом языке один корень, что раскрывает принцип гиюра: Авраам воздействовал на представителей разных народов, чтобы они были органично привиты к древу еврейского народа, проповедующего монотеизм. Путь Авраама продолжили его сын Ицхак, внук Яаков и другие достойные представители еврейского народа всех последующих поколений.

Согласно концепции иудаизма, миссионерство запрещено. Миссия евреев в мире заключается в том, чтобы помогать всем и каждому жить в соответствии с Б-жественным замыслом, что предполагает исполнение неевреями семи заповедей сыновей Ноаха. Евреи обязаны вести себя настолько достойно и праведно, чтобы народы мира самостоятельно принимали решение и проявляли инициативу о гиюре. Об этом наши мудрецы сказали: «Когда еврей исполняет волю Творца, он побуждает представителей других народов присоединиться к еврейскому народу»[3].

Среди прозелитов были Итро, тесть Моше, Рут, прабабушка царя Давида, пророк Овадья, который с риском для жизни спасал других еврейских пророков от рук принявшей лжегиюр злодейки, царицы Израиля Изэвели. Среди них такие выдающиеся мудрецы Торы, которые являются одними из основных звеньев беспрерывной цепочки передачи Устной Торы, как Шмая и Автальон, учителя Илеля, рабби Акива, рабби Меир, Онкелос, составивший классический перевод Пятикнижия на арамейский язык и многие другие важные фигуры, играющие важное значение в истории еврейского народа.

Согласно приданию, Всевышний предлагал Тору не только евреям, но и всем другим народам мира. Хотя эти народы, как общность, и отказались от получения Торы, но были отдельные представители этих народов, которые жаждали ее принять. Во время Синайского Откровения души этих людей принимали участие в получении Торы и каждая из них в разных поколениях, воплощается в геров.

Человек, который принял еврейство, становится новым человеком[4] и полноправным членом еврейского народа. Он никак не связан со своим прошлым, и, если у него в прошлом были какие-либо прегрешения, приняв гиюр, он полностью от них очищается[5].

О человеке, намерения которого чисты и искренны Всевышний говорит: «Я приблизил Итро и не оттолкнул его. Так и вы, когда придет к вам человек, чтобы стать евреем исключительно из стремления к истине, примите его и не отталкивайте»[6].

Хотя геры являются интегральной частью еврейского народа и к ним относится повеление Торы возлюби ближнего, как самого себя и запрет искривлять вердикт суда, тем ни менее, по отношению к герам существуют дополнительные предписания. Перечислим вкратце некоторые из них: «Люби гера»[7], «И гера не обижай и не притесняй»[8], «Как один из вас будет пришелец, живущий с вами»[9], «Не искажай закон для пришельца»[10], «У тебя пусть останется он, в среде твоей, на месте, которое он выберет в каком-либо из врат твоих»[11].

Процедура принятия гиюра

Подготовительный этап

Все этапы гиюра должны проходить при участии раввинского суда, состоящего из трех специалистов, прошедших профессиональную подготовку и признанных профессионально пригодными выступать в качестве судей, выносящих законодательные решения по вопросам гиюра.

Желающий принять еврейство должен предстать перед раввинским судом (бейт а-дин) и заявить о своей готовности присоединиться к еврейскому народу и разделить его судьбу в горе и в радости, а также принять на себя соблюдение заповедей. Если отсутствует хотя бы один из этих двух пунктов (то есть кандидат на гиюр готов соблюдать законы иудаизма, но не хочет жить жизнью еврейского народа или хочет жить жизнью еврейского народа, но не готов соблюдать законы иудаизма), право на гиюр ему не предоставляют.

После того, как кандидат на гиюр декларировал свою готовность по обоим пунктам, уполномоченные члены раввинского суда выясняют обстоятельства и мотивы, которые привели его к этому решению, определяют, насколько искренни его побуждения, готов ли он принять на себя законы иудаизма, осознает ли он всю меру ответственности за принятое им решение, глубину и разнообразие требований, которые предъявляются к еврею.

Желание заключить брак с еврейкой или выйти замужем за еврея, улучшить свое экономическое, материальное или социальное положение, более гармонично адаптироваться в еврейской среде и другие мотивы, вызванные личными обстоятельствами и выгодой, не являются достаточными, чтобы принять гиюр.

Когда судьи убеждаются в бескорыстии, искренности и серьезности намерений кандидата на гиюр, они поощряют его и сообщают ему основные принципы еврейской веры: единство Творца, запрет идолопоклонства, награда за исполнение заповедей и наказание за нарушения, вечность еврейского народа и т.д. Они говорят ему, что нееврей совершенно не обязан становиться евреем, но если он все же решит стать евреем, то должен неукоснительно соблюдать все предписания еврейской традиции, а если он их не будет соблюдать, то неизбежно понесет наказание за всякое нарушение. Ему рассказывают об унижении и преследовании еврейского народа и сообщают ряд законов, чтобы не осталось и тени сомнения в том, что он полностью дает себе отчет в том, на какой ответственный шаг он отважился.

Прошение на переход в еврейство человека, который не может предоставить раввинскому суду гарантий того, что он будет соблюдать все предписания Торы и мудрецов, не принимается.

После того, как прошение кандидата на прохождение гиюра принято, он начинает готовиться к гиюру. Процесс подготовки состоит из периода изучения законов и вживания в еврейский религиозный быт. Другими словами, претендентов на гиюр обучают теории и практике еврейской жизни. После того, как этап подготовки завершен, раввинский суд принимает окончательное решение о том, достоин ли кандидат принять гиюр или нет.

Ограничения, действующие до завершения принятия гиюра

Пока нееврей не завершит полностью свой переход в еврейство, ему запрещено соблюдать субботу и изучать Тору. Вместе с этим в рамках подготовки к принятию иудаизма, кандидата на гиюр обучают благословениям и молитвам, проводят с ним поверхностное ознакомление с заповедями. Текст некоторых молитв и благословений в этот период несколько отличается от того, который он будет произносить после принятия гиюра. Будущему геру рекомендуют приучаться к соблюдению субботы, но при этом он совершает одно небольшое действие, которое еврею запрещено в субботу. Заметим, что поскольку у неевреев день заканчивается в полночь, будущий гер заканчивает свое частичное соблюдение в полночь исхода субботы.

Кандидат на гиюр может присутствовать в синагоге на молитвах, но он пока не может являться частью миньяна (кворума, состоящего из десяти евреев мужского пола возраста старше тринадцати лет). В отношении исполнения заповеди тфилин решение должно быть принято членами раввинского суда, под эгидой которого проходит гиюр.

Обрезание

После того, как судьи дали разрешение на переход в еврейство, мужчине сразу же делают обрезание. Если мужчина-кандидат в прозелиты родился обрезанным или сделал обрезание до прохождения гиюра, у него в месте обрезания извлекают каплю крови во имя принятия иудаизма (атафат дам брит). Обрезание гера обычно не назначают на четверг и пятницу, чтобы исключить нарушение субботы, если возникнет необходимость в оказании медицинской помощи во второй или третий день после обрезания. Обрезание проходит в присутствии членов суда.

Специалист по обрезаниям (моэль) произносит благословение на обрезание. После обрезания над кубком вина читают дополнительные благословения и молитвы. На извлечение крови в случае если кандидат на гиюр родился обрезанным или был обрезан прежде, благословения не произносят.

В период после обрезания и до окончательного перехода в еврейство кандидат в геры обретает новый статус. Об особых законах, связанных с этим статусом, он должен будет поинтересоваться у членов суда, ответственных за его гиюр.

Омовение в микве

Одно из необходимых условий перехода в иудаизм, без которого нееврей и нееврейка не могут стать евреями — это омовение в микве. Мужчина омывается в микве после того, как у него заживет рана, полученная в результате обрезания. Члены раввинского суда должны присутствовать при омовении. Женщина, которая проходит гиюр, из соображений скромности, омывается в полностью закрывающем ее халате, который достаточно широк, чтобы не препятствовать воде достичь всех частей тела.

Чтобы миква считалась пригодной для омовения геров, она должна отвечать ряду требований. Перед омовением человек, принимающий гиюр обязан тщательно вымыть все тело теплой водой, почистить зубы, вымыть и расчесать волосы и устранить все то, что может препятствовать воде достичь всех частей тела. Омовение геров в микве проводится днем. На субботу омовение не назначают. Во время омовения судьи повторно объясняют геру основы веры, смысл субботы и некоторых других заповедей, говорят об обязанности соблюдать законы семейной чистоты, зажигать субботние и праздничные свечи и т.д.

После омовения гер благословляет на омовение, а также произносит: «Благословен Ты Г-сподь Б-г наш, Царь вселенной, Который дал нам дожить, и сохранил нас, и довел нас до этого времени». Это благословение желательно произнести на плод, который еще не ели в этом сезоне или на новую одежду и иметь намерение, что благословение произносится также и на принятие еврейства.

Сразу после омовения геру нарекается новое имя, что сопровождается специальной молитвой. Новое имя принято давать даже если прежнее имя было еврейским. Мужчину называют «такой-то, сын праотца Авраама», женщину — «такая-то, дочь праотца Авраама».

Даже если принятие гиюра происходило под эгидой еврейского суда, члены которого отвечают всем требованиям законов Торы, обрезание и омовение в микве также полностью соответствовало всем законам и человек, проходящий гиюр заявил о своем желании и готовности соблюдать законы Торы, но в действительности он не собирался их соблюдать, ему необходимо пройти гиюр, как положено. Для этого он должен, теперь уже искренне, в присутствии трех членов еврейского суда, отвечающих всем требованиям законов Торы принять на себя исполнение всех заповедей, специалист по обрезанию (моэль) выпускает каплю крове в том месте, где ему прежде уже сделали обрезание, и он вновь омывается в водах миквы.

Гиюр детей

По закону, ребенок, рожденный нееврейкой (независимо от национальности отца), не является евреем. Юридическая процедура усыновления такого ребенка не делает его автоматически евреем. Для того, чтобы ребенок нееврейского происхождения стал евреем, он должен пройти гиюр. Даже если нееврей в детстве воспитывался как еврей и неукоснительно соблюдает все предписания еврейской религии, он не считается евреем до тех пор, пока не пройдет гиюр.

Ребенок, рожденный до того, как его мать приняла гиюр, не является евреем. Ребенок, рожденный после гиюра матери является полноценным евреем. (В случае девочки, рожденной после того, как ее мать полностью прошла гиюр имеет право выйти замуж за коэна только в том случае, если ее отец еврей по рождению).

Ребенок, рожденный после гиюра, но зачатый до завершения гиюра принимает гиюр во время омовения в микве его матери. Для этого еще до омовения в микве женщина, принимающая еврейство, обязана сообщить суду, что она в положении, чтобы члены суда имели в виду, что ее гиюр распространялся и на будущего ребенка.

Поскольку статус ребенка зависит от того, был ли он зачат до принятия его матерью гиюра или после, супруги три месяца до завершения процедуры гиюра воздерживаются от супружеской близости, чтобы можно было определить, была она до этого беременна или нет. Сегодня воздержание от близости можно заменить тестом на беременность.

Мальчик, рожденный или зачатый до того, как его мать прошла гиюр, должен самостоятельно принять еврейство после того, как ему исполнится тринадцать лет, а девочка — после того, как ей исполнится двенадцать лет. По закону мальчики, не достигшие тринадцати лет, и девочки, не достигшие двенадцати лет, не могут пройти гиюр. Однако дети геров или усыновленные евреями нееврейские дети могут принять еврейство, если родители привели их для этого в суд.

Мальчиков обычно обрезают сразу. Делают это во имя перехода в еврейство и в присутствии всего состава членов суда. Омовение в микве дети проходят, как правило, после того, как им исполнится год или два. Новое имя ребенку родители могут дать, не дожидаясь их омовения в микве.

Мальчик, которому сделали гиюр до того, как ему исполнилось тринадцать лет, и девочка, которой сделали гиюр до того, как ей исполнилось двенадцать лет, по достижении двенадцати или тринадцати лет, соответственно, могут отказаться от принятия гиюра и их статус такой же, как у любого нееврея, который обязан исполнять только семь заповедей сыновей Ноаха. Если после того, как им исполнилось двенадцать или тринадцать лет они соблюдали заповеди как евреи, по умолчанию они продемонстрировали свою готовность быть герами и им запрещено перестать исполнять заповеди. Если вначале они опротестовали свое еврейство (и после того, как им исполнилось двенадцать или тринадцать лет они не вели себя как евреи), а потом через некоторое время они решили соблюдать Тору как евреи, они должны пройти полностью все процедуру гиюра.

Реформистские (или прогрессивные) и консервативные гиюры

В 2020-ом году Верховный суд Израиля (Багац) принял решение о признании реформистского и консервативного гиюра. Теперь, согласно закону о возвращении, люди, не имеющие еврейских корней, получив справку о том, что они прошли реформистский или консервативный гиюр, не являясь в действительности евреями, могут получить право на репатриацию в Израиль. О том, что неортодоксальный гиюр по законам Торы не считается гиюром, открыто и официально заявили даже главные сефардский и ашкеназский раввины Израиля, рав Ицхак Йосеф и рав Давид Лау, несмотря на то, что в соответствии с занимаемой ими должностью, их оценка принятия решений государственными службами, является наименее радикальной. Тем более, данной точки зрения придерживаются абсолютно все остальные независимые авторитетные раввины, не занимающие государственных постов.

Исходя из сказанного, неевреи, которые прошли гиюр в реформистских или консервативных судах, должны пройти всю процедуру гиюра в ортодоксальном раввинском суде, где соблюдаются все правила еврейского закона. Без того, чтобы это сделать, им запрещено выдавать себя за полноправных геров, соблюдать субботу и изучать Тору. Евреям запрещено заключать с ними браки, включать их в число десяти молящихся (миньян) и относиться как евреям в отношении других законов, где принадлежность к еврейству принципиальна.

Почему гиюр, проведенный реформистами и консерваторами, не считается действительным? Дело в том, что представители этих течений ошибочно полагают, что исполнение законов Торы это принятая в определенной общности населения форма поведения, которая подвержена изменениям, что противоречит основному постулату еврейской веры о Б-жественном происхождении заповедей, о том, что Тора никогда и ни при каких условиях не буден изменена.

Эти (так называемые, либеральные) течения не признают и другие основы веры. Они в частности отрицают Б-жественный источник самого процесса принятия еврейства. Соответственно, представители этих течений не могут передать кандидату на принятие гиюра те идеи, которые являются непреложными для перехода в еврейство, ибо они их отвергают. Особую путаницу в головах недостаточно искушенных в данном вопросе людей, создает впечатление внешней серьезности процедуры, когда члены суда внешне выглядят, как евреи, соблюдающие заповеди, кандидату на прохождение гиюра предъявляются строгие требования, на первый взгляд соответствующие еврейским законам и т.д.

Переход в еврейство в таких судах обычно ограничивается обрезанием и омовением в микве, действительность которых по меньшей мере сомнительна. А самая основная сущностная часть перехода в еврейство, о которой говорилось выше — искреннее принятие исполнения всех заповедей, твердая вера в их Б-жественный источник и полное сливание с еврейским народом — отсутствует напрочь. А ведь гиюр человека, который не согласен соблюдать хотя бы одну заповедь, считается недействительным.

Помимо требований, предъявляемых к кандидату на принятие гиюра, существует ряд условий, которым должны отвечать члены раввинского суда, под эгидой которого происходит процесс перехода в еврейство. Самое начальное из таких условий – безусловное исполнение всех заповедей Торы и постановлений мудрецов самими членами суда, что в случае с реформистами и консерваторами абсолютно исключено. Помимо этого, каждый член суда должен являться признанным специалистом в вопросах гиюра, а судьи-консерваторы и реформисты не обладают достаточной квалификацией, чтобы являться членами религиозного суда.

Означает ли это, что все ортодоксальные гиюры являются действительными? Отнюдь, это, к сожалению, абсолютно не так. Ведь формальная принадлежность к ортодоксальному лагерю далеко не достаточна, чтобы раввинский суд считался пригодным для решения вопросов о гиюре. Достаточно того, что члены суда не до конца тщательно проверили, насколько каждый кандидат на гиюр готов для принятия еврейства: искренность его побуждений, мотивы, возможности, подготовка, знания и т.д., чтобы такой гиюр был недействительным. Поэтому, чтобы не допустить профанацию от гиюра, и чтобы переход в еврейство не оказался фальшивым, претенденты на принятие иудаизма и те, кто им в этом хочет искренне помочь, должны досконально проверить, какой суд может компетентно провести процедуру гиюра в соответствии со всеми требованиями закона.

Библиография

Помимо уже указанных в тексте источников, для написания статьи были использованы следующие книги: Вавилонский Талмуд, трактат «Йевамот» и некоторые другие трактаты и комментарии к ним; «Яд а-Хазака», «Исурэй Бия», гл.12-15; «Шулхан Арух», «Йорэ Дэа», гл.268-269 и комментаторы «Шулхан Аруха» на эти главы; «Хазон Иш», респонсы «Игрот Моше», «Ар Цви» и некоторые другие; книга рава Йоэля Шварца «Мадрих ле-Гер».


[1] Берейшит 17:5.

[2] Там же, 12:3.

[3] Иерусалимский Талмуд, «Брахот», 2:8.

[4] «Йевамот», 48б.

[5] Иерусалимский Талмуд, «Бикурим», 3:3.

[6] «Ялкут Шимони», «Итро», рэмез 268.

[7] Дварим 10:19 и Ваикра 19:34.

[8] Шмот 22:20 и 23:9 и Ваикра 19:33.

[9] Ваикра 19:34.

[10] Дварим 24:17.

[11] Там же, 23:17.

Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому