«А теперь, если послушаете голоса Моего» (Шмот, 19:5).
Известная поговорка утверждает, что книга без предисловия – как тело без души. У дарования Торы тоже было предисловие, и в основном оно сводилось к одному слову: «Теперь». «А теперь, если полушаете голоса Моего и будете соблюдать завет Мой, то будете Мне народом избранным среди всех народов» – если сейчас вы примете Тору, в дальнейшем она станет приятна вам, поскольку все начинания трудны (Раши).
Слово «теперь» означает ни что иное, как возвращение к Б-гу (тшува), как сказано (Дварим 10:12): «А теперь, Израиль, что Б-г Всесильный твой просит у тебя, кроме как бояться…» (Берешит Раба 21:6).
Что здесь имеется в виду? Сейчас объясним.
В Новардоке говорили, что миром управляет двенадцатилетний ребенок в изношенных ботинках и коротких штанишках. Вы с ним знакомы? Тогда давайте знакомиться. Я встречаю еврея, главу семьи, главного бухгалтера. И он открывает мне тайники своего сердца: работа тяготит, особенно когда нужно сдавать ежеквартальный отчет. Постоянно заниматься цифрами, обосновывать все деловые операции – душа уже терпеть не может. Я ему говорю: Гмара (Брахот 43 б) толкует стих из книги Коэлет (3:11): «Все сделал Он хорошим в свое время» – это учит нас, что каждому Всевышний сделал приятным его ремесло. Если ты недоволен, зачем продолжаешь жить угнетенным? Найди другую профессию! Он покачал головой. С детства его направляли, несколько лет он учился, получил аттестат и диплом, пока не набрался опыта и сноровки, а теперь оставлять все это? Нет уж, он будет продолжать, как есть. Как говорится, будет тащить свое бремя.
Встречаю портного и слышу о том, как погибает его профессия. Кто в наше время заказывает пиджак ручной работы? Кому нужно все это изысканное мастерство шитья? Сегодня все делается на конвейере. Так дешевле во всех смыслах. Уже не осталось места для портного из прошлого поколения! Прошло его время… «Так смени профессию», – предлагаю я. Он смотрит на меня грустным взглядом: будучи двенадцатилетним мальчиком, он начинал работать подмастерьем у портных. С годами освоил секреты мастерства, пока не открыл свой собственный магазин и приобрел репутацию. А сегодня все это бросить и начать новую жизнь? Нет, не получится! Он будет тащить свое бремя.
Встречаю я религиозного еврейского бизнесмена, богатого милионера, и спрашиваю: «Ответь мне, пожалуйста, на четыре вопроса».
«Спрашивай», – соглашается он.
Первый вопрос: «Если сегодня ты продашь все имущество и положишь деньги в банк долгосрочным вкладом, сколько будешь получать с этого в месяц?»
Вопрос был неожиданный и развлекательный. Он поиграл кнопками калькулятора и заявил: «Столько-то десятков тысяч долларов». Естественно, ежемесячно.
Второй вопрос: «Считаешь ли ты, что будешь жить вечно?» Этот вопрос тоже был неожиданным, однако раздражающим. Впрочем, он не отказался ответить и на него: «Конечно же, нет!»
Третий вопрос: «Знаешь ли ты, что суд над человеком начинается с вопроса об изучении Торы (Санедрин 7 а)? Когда бизнесмен попадет на небо, его спросят: занимался ли ты Торой? (Йома 35 б)» Да, и об этом он знает.
Оставался последний, четвертый вопрос: «Тогда почему ты не сделаешь это? Не сядешь за учебу?»
Ну в самом деле! Неужели он теперь изменит всю свою жизнь, оставит коммерцию? Уйдет от телефонов, пейджеров и электронной почты, от крутящейся воронки деловой жизни и маятника, качающегося между взлетами и спусками? Нет уж, с поезда в горах не спрыгивают на полном ходу. Но когда он сел на этот поезд? Да уж давно.
Короче говоря, кто определяет будущее человека в течение его семидесяти лет? Он сам, пока еще является глупым подростком! И тогда «не в руках человека путь, когда он уже выбрал его» (рабейну Йона, Авот 4:2). Он словно ставит ногу на движущийся эскалатор, и тот везет его сам собой.
Хазон Иш однажды сказал мне: «Как грустно, что решение о том, быть ли большим мудрецом следующего поколения, отдано четырнадцатилетнему подростку». Посмотрите вокруг себя. Весь мир наполнен движущимися эскалаторами и платформами, а на них – великие толпы народа. У них погас огонь в глазах и не осталось радости жизни. Некоторые из них спят, другие – падают, третьи уже лежат лицом на земле и ползут.
Встаньте, отряхнитесь, выберите другой путь, правильный, который вам подходит. Вы изменитесь, и ваша судьба начнет меняться, и все будет иначе. Все станет светлым и сияющим. «Теперь»! Что было, то прошло. Но отныне и впредь – новая страница (Ваикра Раба 30:7)