Будучи знакомы с историей Пурима, мы должны понимать, что такая постановка вопроса в корне неправильна.
«Вполне вероятно, что еврейский народ в этом столетии окажется на грани исчезновения», — так еще 8 лет назад в статье для Psychology Today написал журналист Марти Немко. Его статья была о вкладе еврейского народа в мировую культуру и в глобальное развитие, и он не единственный, кто всерьез беспокоился за будущее евреев.
Учитывая, что основная часть нашего народа состоит из тех, кто никак не идентифицирует себя с иудаизмом, а также осознавая серьезное влияние на молодежь антисемитизма и ассимиляции, неудивительно, что люди испытывают некоторую тревогу.
Так что сам по себе этот вопрос абсолютно понятен, но… Он в корне неверен.
Впервые такого рода угроза нависла над евреями во время событий Пурима. Столкнувшись с перспективой неминуемого полного уничтожения, Мордехай, лидер сынов Израиля того времени, обратился к своей двоюродной сестре Эстер за помощью. Дело в том, что незадолго до этого властитель Персидской империи Ахашверош избрал Эстер новой царицей, а потому у нее было особое стратегически важное положение, позволявшее обратиться к царю с просьбой отменить его указ, который фактически позволял местным жителям совершить настоящий геноцид евреев.
Однако у Эстер имелось веское возражение, и она сказала об этом Мордехаю. При дворе Ахашвероша было заведено, что, если кто-то явится к царю без предупреждения, а он не протянет в сторону посетителя свой скипетр, того ждет казнь. А ожидать милости от императора-самодура было бы слишком наивно, ведь он только недавно избавился от своей предыдущей жены, царицы Вашти, благодаря браку с которой он взошел на этот престол! Эстер было страшно так рисковать своей жизнью.
Это ключевой момент в истории Пурима — судьба евреев, казалось, уже буквально висела на волоске, а Эстер была единственной надеждой.
И тогда Мордехай произнес, пожалуй, худшую мотивационную речь всех времен. Он сказал ей:
— Если ты, Эстер, не пойдешь к царю, то спасение к евреям придет из какого-то другого источника, а вот ты и дом твоего отца погибнете. И кто знает, стала бы ты вообще царицей, если тебе не была бы уготована роль спасти свой народ?
Признаться, будь я на месте Эстер, то ответила бы:
— Что ж, хорошо! Но, если евреи все равно так или иначе будут спасены, с какой стати я должна рисковать своей жизнью?
Но царица поняла слова Мордехая иначе и ответила:
— Я согласна попытаться, но обещай, что ты и все евреи города будете поститься и молиться. А потом я пойду к Ахашверошу, и, если суждено мне погибнуть, то так тому и быть.1
Как она поняла суть слов Мордехая?
И как он сам мог быть настолько уверен, что евреи в любом случае переживут угрозу геноцида?
Вечный завет
Мордехай напомнил Эстер обещание, которое Всевышний дал сынам Израиля о том, что Он никогда не позволит им исчезнуть. Еврейский народ всегда будет жить и иметь будущее.
Как сказал Бог нашему праотцу Аврааму:
«И Я установлю Мой завет между Мною и между тобой и между твоим потомством после тебя в их поколениях заветом вечным: быть для тебя Богом и для твоего потомства после тебя».2 Талмуд поясняет это так: «Еврейский народ никогда не будет уничтожен. Как написано: «Ибо Я с вами, чтобы спасти вас, говорит Господь’3«.4
Выходит, ответ на вопрос, есть ли будущее у сынов Израиля, звучит утвердительно, потому что Сам Всевышний обещал, что еврейский народ будет существовать вечно.
Так почему же тогда Эстер согласилась рисковать своей жизнью, если знала, что у евреев все равно есть будущее?
Ответ на этот вопрос содержится во второй части того, что сказал ей Мордехай. Да, у нас есть обещание, что еврейский народ будет всегда, но ни слова не было сказано о том, что каждый отдельный еврей останется частью народа.
Мордехай объяснил Эстер, что, если она не пойдет к царю, еврейский народ все равно будет спасен, но будет ли она его частью?
Каким бы высоким ни было положение, не стоит думать, что есть какие-то абсолютные гарантии личного выживания. И, может быть, это тот самый момент, когда следует взять на себя ответственность за всех своих собратьев?
И Эстер действительно услышала этот призыв Мордехая и пошла к Ахашверошу, полностью отождествляя себя со своим народом. Это был особый момент, который превратил ее из пассивной родственницы Мордехая, которая делала только то, что он ей велел, в настоящую героиню, спасшую еврейский народ.
«Будет ли будущее у еврейского народа?» — вопрос некорректный. На самом деле каждый из нас должен задать себе другой вопрос: а будем ли мы, наши дети и внуки частью этого будущего?..
Никакой гарантии этого нет — все зависит от выбора, который мы делаем
каждый день. И об этом ни в коем случае нельзя забывать.
Сноски
- Мегилат Эстер, 4:11-17.
- Берешит, 17:7.
- Ирмияу, 30:11.
- Йома, 86а.