Что в имени тебе моем?
Хана Вейсберг
По мере развития каждой моей беременности мы с мужем перебирали все возможные имена для нашего будущего новорожденного ребенка. Мы тщательно изучали длинные списки с именами девочек и мальчиков, а также задумывались об именах умерших родственников.
Но, несмотря на долгие часы размышлений, ни одного из наших детей мы так и не назвали теми именами, которые заранее выбрали. Когда малыш, наконец, рождался, мы заглядывали ему в глаза и сразу понимали, каким должно быть его имя.
В этом вопросе родители испытывают некую форму божественного пророчества. Они знают, какое именно имя подходит их ребенку. Имя человека неразрывно связано с сущностью его души и является каналом, по которому поступает его духовная жизненная сила. В этом причина того, что, чтобы пробудить кого-либо от глубокого или даже не очень глубокого сна, можно просто позвать его по имени. А так же известно, что если вы хотите получить чье-то расположение или внимание, вам стоит обращаться по имени к этому человеку.
Несколько поколений назад нацисты пытались заставить наш народ перестать чувствовать себя людьми, заменив их привычные имена на порядковые номера. Лишая нас имен, они стремились отнять у нас нашу человеческую сущность.
Тема имен в Торе является настолько важной, что одна из частей Пятикнижия, известная в переводе как Книга Исхода, так и названа — «Шмот», («Имена»).
Первая глава этой книги, имеющая то же название, начинается с перечисления имен родоначальников колен народа:
«И вот имена сынов Израиля, пришедших в Египет…» (Шмот 1: 1–4)
В этот момент Всевышний снова пересчитывает евреев, хотя и делал это совсем недавно — чтобы выразить Свою любовь к ним и к каждому обратиться по имени. (Раши)
Из этого Мидраш (Шмот Раба 1:28) делает вывод, что, даже живя в Египте, евреи не меняли свои имена на более привычные египтянам и держались обособленно.
Даже при том, что они достаточно ассимилировались в египетскую культуру, евреи были непреклонны в позиции относительно сохранения своих имен, языка и одежды. И в духовном сражении за сохранение своей уникальной идентичности как еврейского народа это стало для них мощнейшим оружием.
Уникальность имени на примере Батьи
Когда Батья, дочь фараона, отправляется купаться в Нил, она замечает, что в камышах стоит корзина, и понимает: там внутри должен быть один из детей рабов-евреев.
Имя Батья буквально означает «дочь Бога». Хотя она была дочерью жестокого фараона, который терроризировал и убивал порабощенных им евреев, принцесса действовала как истинная дочь Бога, рискуя своей жизнью ради спасения маленького ребенка.
Батья назвала спасенного малыша Моше. Хотя в течение жизни у него появилось семь (а по некоторым версиям и больше) разных имен, имя, которым его называет Тора и по которому к нему обращается Всевышний — это именно то, которое дала ему в младенчестве Батья. Таким способом Бог наградил принцессу за ее самоотверженный поступок.
Возможно, это один из ключевых посылов недельной главы Шмот и всей одноименной книги Торы.
Чтобы в полной мере испытать свой собственный Исход и достичь духовной свободы, мы должны относиться к людям как к отдельным полноценным созданиям с их собственными исключительными наборами испытаний и вызовов судьбы.
Чтобы сохранить свою человеческую природу и увидеть истинную сущность других людей, мы должны видеть в них «имена» — воспринимать каждого как индивидуальность с уникальной историей и уникальным предназначением.
А что ваше имя значит на святом языке? Как это отражает вашу жизненную миссию и индивидуальность?