КАПАРОТ
Обычай делать капарот перед Йом Кипуром. Для этого берут петуха или курицу и вращают над головой, говоря при этом, что этот петух или курица являются заменой этого человека. Петуха относят к шохету (резнику) для шхиты. Зарезанного петуха (либо деньги, вырученные с его продажи) отдают бедным людям в качестве пожертвования.
Подробней об обряде капарот на курицу читайте на сайте.
КАПАРОТ НА ДЕНЬГИ
Многие делают этот обряд на деньги. Для этого поднимают руку с зажатыми в ней деньгами и совершают вращательные движения над головой зажатыми в руках купюрами и говорят три раза: «Зе хлифати, зе тмурати, зе капарати, акесеф азе йелех лицдака, ваани элех вээканес лехаим товим улешалом». Деньги от капарот передают в цдаку.
Есть алахические авторитеты, которые считают, что по ряду причин в наше время предпочтительно делать капарот именно на деньги.
Есть возможность сделать капарот онлайн через наш сайт.
ШАХАРИТ
Накануне Йом-Кипура не говорят Таханун, Ламенацеах и Авину Малкейну, также читают короткие слихот. В псукей дезимра не говорят «Мизмор летода», так как во времена Храма в этот день не совершали благодарственного жертвоприношения «Тода«.
ТРАПЕЗА НАКАНУНЕ ЙОМ КИПУРА
Заповедь из Торы устроить как можно более богатую трапезу и как можно больше есть и пить. Говорят наши мудрецы, что тому, кто обильно ест и пьет накануне Йом-Кипура (то есть 9 тишрей), это засчитывается так, словно он постился два дня (9 и 10 тишрей).
Рабейну Йона приводит три объяснения этой обязанности:
- Выразить свою радость по поводу наступающего искупления и тем самым показать свое небезразличное отношение к совершенным проступкам.
- Во все праздники мы обязаны устраивать трапезу в честь них, а поскольку в Йом Кипур мы не можем устроить трапезу, мы делаем ее до Йом Кипура.
- Подготовиться к посту, заранее подкрепив свой организм, чтобы сделать полную тшуву и произносить молитвы Йом Кипур с большей самоотдачей; Застилают стол праздничной скатертью. В день, предшествующий Йом Кипуру, запрещено поститься, поскольку в этот день положено есть.
Пишет Тур (Илхот Йом Кипур, 604): «Всевышний в своей любви к Израилю заповедал ему поститься один день в году, чтобы он мог искупить свои грехи, а перед этим пить и есть досыта, чтобы пост не был ему во вред.»
Подробнее о законах этой трапезы читайте тут.
ПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ У ТОВАРИЩА
Преступления, совершенные против товарища, Йом Кипур не искупает, пока согрешивший не помирится со своим товарищем. Поэтому каждый должен проверить, нет ли у него в руках каких-либо денег, полученных не по закону, и вернуть их тому, кому они принадлежат, и помириться с ним.
Даже если человек согрешил против товарища только словом (к примеру, обидел его или причинил ему какую-то душевную боль), он должен уговорить его простить его.
Тот, кто просит прощения у ближнего, должен подробно объяснить ему, в чем именно заключается совершенный против него грех. А если пострадавший не знает, что о нем говорили дурное, то человек, совершивший это, должен рассказать ему об этом и попросить за это прощения. Но если очевидно, что такое сообщение крайне огорчит ближнего и вызовет у него чувство стыда, то лучше не рассказывать ему, в чем именно заключается грех.
Если пострадавший не прощает согрешившего после первой просьбы, то согрешивший должен привести с собой троих человек и попросить прощения у пострадавшего в их присутствии. Если же пострадавший все равно его не простил, то согрешивший должен вновь привести троих человек и попросить прощения во второй раз. Если пострадавший не простит его и во второй раз, он должен сделать это в третий раз. А если тот не простит его и тогда, то согрешивший больше не должен просить прощения, и грешником теперь считается тот, кто отказывается простить. Если же человек обидел своего наставника в Торе, даже если тот не является его ближайшим наставником и раввином, то он должен приходить к нему хоть тысячу раз, пока тот его не простит.
Тот же, у кого просят прощения, должен простить с полным сердцем и не быть жестоким. По этому поводу сказали наши мудрецы: всякому, кто прощает обиду, свыше прощаются грехи; а если человек не прощает обидчика, то и ему на Небесах не прощаются грехи.
Если пострадавший умер, то обидчик должен привести десять человек на его могилу, рассказать им о своем грехе и сказать, что тем самым он согрешил против Бога Израиля и против этого человека. И они должны ответить ему трижды: «Твой грех прощен!» (см. трактат Йома, 87б; Шульхан арух, 606, 2; Мишна брура, 15).
Еще об этом читайте статью «Это так важно простить до Рош а-Шана и Йом Кипур?»
МИКВА
Мужчины и мальчики (начиная с 9-летнего возраста) окунаются в микву. Можно окунуться на протяжение всего дня, но лучше окунуться после полудней.
МИНХА
Минху следует молиться до «Сеуда мафсекет». Каждый добавляет в конце молитвы видуй. Шалиах цибур не говорит видуй.
Не говорят Таханун и Авину Малкейну.
ПРАЗДНИЧНАЯ ТРАПЕЗА «СЕУДА МАФСЕКЕТ»
После Минхи устраивают праздничную трапезу, которая проводит границу между временем, когда разрешено есть и пить и постом. На «Сеуда мафсекет» нельзя есть яйца, чеснок, сыр и другие молочные продукты, когда они теплые. Все эти виды пищи запрещено есть только мужчинам. Как женщинам, так и мужчинам запрещено также есть кунжут.
ЗАЖИГАНИЕ СВЕЧЕЙ
Женщины зажигают праздничные свечи и благословляют: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь вселенной, Который освятил нас заповедями Своими и заповедовал зажечь свечу Шаббата и Йом Кипура» (поскольку в этом году Йом Кипур выпадает на Шаббат, мы добавляем также благословение на Шаббат), а также благословляют «Ше-эхеяну».
Барух Ата Адой-най Элой-hейну мелех hаолам, ашер кидшану бемицвотав вецивану леhадлик нер шель Шаббат вешель йом hакипурим:
Барух Ата Адой-най Элой-hейну мелех hаолам, шеhехейону векийемону веhигиону лизман hазэ:
Также зажигают свечи (нер зикарон) в память об усопших родителях.
БЛАГОСЛОВЕНИЕ ДЕТЕЙ
В канун Йом Кипура принято благословлять детей специальным благословением, которое приводится в сидурах.