Недельная глава Бо (Шмот, 10:1-13:16)
После окончания Второй мировой войны и трезвого анализа масштаба произошедшей драмы Германия предложила выплатить солидные денежные компенсации жертвам нацистского режима.
Это предложение было встречено в Израиле невероятно жаркими дебатами. Спор был настолько серьезным, что в израильских средствах массовой информации появились тревожные предположения, что принятие денег у Германии приведет еврейское государство к гражданской войне.
Когда премьер-министр Давид Бен-Гурион в конечном итоге согласился принять репарации, в Израиле начались массовые беспорядки, и протестный марш привел к тому, что здание Кнессета (парламента) было закидано камнями. И хотя мир и порядок на улицах в конечном итоге были восстановлены, очевидно, что для многих израильтян в то время представлялось несомненной подлостью даже допустить мысль о том, что «кровавые деньги» Германии могут быть приняты.
Похожую ситуацию мы наблюдаем в недельной главе Бо. Еврейский народ собирается выйти на свободу после долгих лет изнуряющего египетского рабства, и перед Исходом Всевышний велит Моше воодушевить каждого еврея на то, чтобы взять у своих египетских соседей в долг “вещей серебряных и вещей золотых”.1
В этом стихе есть две загадки. Во-первых, если после исхода из Египта евреям предстоит странствовать по пустыне, зачем им золото и серебро, тем более, в таком количестве? А во-вторых, почему евреев нужно было «воодушевлять», чтобы брать эти вещи?
Компенсация или обещание?
Отвечая на первый вопрос, Раши объясняет, что за несколько веков до этих событий Всевышний дал Аврааму обещание: после того, как его потомки в течение многих лет будут страдать от рабства в чужой земле, они выйдут на свободу “с большим достоянием”.2
Интересный Мидраш описывает ситуацию, разъясняющую, почему такое “опустошение Египта”3 было справедливым и правильным.
Тысячи лет спустя группа египтян предстала перед Александром Македонским с требованием вызвать на суд представителей еврейского народа. Они хотели получить из рук сынов Израиля компенсацию за утерю государственного богатства, которое те при исходе из Египта изъяли у предков истцов. В ответ на это заявление Гвия бен Псиса, выступая в качестве адвоката еврейской общины, отметил, что израильтяне на протяжении 210 лет рабского труда не получали никакой заработной платы и только, наоборот, подвергались всяческим угнетениям. И если уж вдаваться в детали, то справедливо было бы выплачивать компенсацию именно еврейскому народу — за жесточайшую эксплуатацию, которой он подвергся от рук древних египтян. На этом судебное дело было закрыто.
Но это лишь подводит нас ко второму вопросу: если притязания евреев на египетские богатства действительно были законными, то почему Моше должен был их воодушевлять?
Одно из объяснений заключается в том, что сыны Израиля так стремились вырваться из рабства, что не могли думать ни о чем другом (и уж тем более задерживаться с избавлением) ради того, чтобы обогатиться. Когда человек испытывает сильную боль или нужду, он сосредотачивается исключительно на том, чтобы положить конец своим страданиям, а не на приобретении материальных благ.
Кроме того, евреи опасались, что такие действия могут спровоцировать их бывших хозяев на всплеск негатива и дальнейшее преследование, когда они выберутся на свободу.
Ознаим ле-Тора, современный комментатор, предлагает совершенно другое объяснение. Являясь жертвами двух веков невыразимых притеснений, евреи просто испытывали стойкую ненависть и отторжение ко всему, что было связано с Египтом.
Кроме того, они не хотели, чтобы присваивание ими египетских богатств рассматривалось как своего рода «финансовая компенсация» за все те моральные и физические страдания, которые им пришлось пережить. Именно поэтому Моше должен был воодушевить их обратиться к соседям — только так обещание Всевышнего Аврааму могло быть выполнено.
И это категорическое нежелание принимать какие-либо деньги из рук своих убийц-угнетателей трагическим образом повторилось в жизни еврейского народа примерно три тысячелетия спустя, уже в Европе, после окончания Второй мировой войны.
Сноски
- Шмот, 11:2.
- Берешит, 15:13-14.
- Шмот, 12:36