Статья посвящается

Эта статья еще некому не посвящена
[post-views]

Иерусалимский камень: что это такое и почему он так популярен?

[responsivevoice_button voice="Russian Female" buttontext="Слушать в аудио"]

Вопрос:

Уважаемый рав!

Я стал свидетелем того, как представители одной еврейской строительной организации, агитируя инвесторов вкладываться в их новый проект, гордо заявляли, что часть здания будет построена из «иерусалимского камня». Что это такое и есть ли обычай использовать этот камень для строительства домов?

Ответ:

Иерусалимский камень — это общее название различных видов известняка, который находят в Иерусалиме и его окрестностях. Он различается по цвету от белого до желтого, розового и даже оранжево-коричневого, а в строительстве использовался еще с библейских времен. Самое известное сооружение из иерусалимского камня, которое стоит до сих пор – это Стена Плача (Котель).

Начиная с периода британского мандата и до наших дней, муниципальные законы Иерусалима требуют, чтобы все здания города были облицованы именно иерусалимским камнем. Интересно, что исключение из этого правила было сделано только для строительства точной копии здания, известного как «770» (всемирной штаб-квартиры общины Хабад-Любавич), которое было построено в пригороде Иерусалима, в Рамат-Шломо.

И хотя использование этого типа известняка при строительстве и оформлении различных еврейских зданий в диаспоре становится все более и более популярным, в чем выражается привязанность евреев к Иерусалиму и сердечная тоска по нему, на самом деле никакого «обычая» в этом нет. Однако был уникальный прецедент строительства за пределами Израиля синагоги из «настоящего» иерусалимского камня – этот случай относится ко времени разрушения Первого Иерусалимского Храма.

Старый Иерусалимский квартал Меа Шеарим построен почти полностью из иерусалимского камня (фото: Йонатан Синдел / Flash90).

Изгнание царя Иехонии

За 11 лет до разрушения Первого Храма 18-летний Иехония сменил своего отца Иоакима на престоле Иудейского царства. Но правление его было недолгим — всего 3 месяца и 10 дней, прежде чем правитель Вавилонии Невухаднецар начал осаду Иерусалима, и в конце концов царь Иехония сдался.

Невухаднецар разграбил Иерусалим и Храм и увел многих выдающихся жителей Иудеи, в том числе царя Иехонию и пророка Йехезкеля, в Вавилон (сам Храм фактически был разрушен только несколько лет спустя).1

Разъясняя стих: «Ты встанешь, сжалишься над Сионом, ибо время помиловать его, ибо настал срок, ибо возлюбили рабы Твои камни его и прах его любят»,2 Мидраш говорит, что, когда Иехония и его приближенные ушли в вавилонское изгнание, они унесли с собой некоторые камни и немного земли из Иерусалима, чтобы построить на новом месте синагогу.3 И хотя это здание было разрушено, а потом отстроено вновь, все же, судя по документальным свидетельствам, оно продолжало существовать еще сотни лет спустя во времена Талмуда.4

Израильская земля во время погребения

Несмотря на то, что, как уже говорилось, не существует особого обычая строить синагоги именно из иерусалимского камня, все же есть определенная традиция, связанная с приведенными выше стихами из Псалмов: класть немного земли, привезенной из Израиля, в гроб во время похорон. Это делается и для искупления души усопшего, и как символ нашего стремления к окончательному Избавлению во времена прихода Машиаха и воскрешения мертвых.

Вспоминая разрушение

Есть закон, благодаря которому память об Иерусалиме остается увековеченной буквально в стенах наших домов. Согласно этому закону при строительстве нового дома нужно постараться оставить небольшой участок (примерно 0,5 метра2) необработанным, что ежедневно будет напоминать нам о разрушении Иерусалима и Святого Храма.5

Глядя на этот участок стены и думая о святом городе, мы с еще большим чувством можем молиться о том, чтобы пришел Машиах и был отстроен Храм. Да будем же мы удостоены того, чтобы это произошло в скором времени, в наши дни!

Сноски

  1. Мелахим II, 24.
  2. Теилим, 102:14-15.
  3. Цит. Раши на Теилим, 102:15, и Талмуд, Рош а-Шана, 24б.
  4. См. Талмуд, Рош а-Шана, 24б, и Раши там же.
  5. См. Шулхан Арух, Орах Хаим, 560:1, и комментарии на этот стих.

Источник

Скачать наше приложение
Вам понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями!
Facebook
VK
OK
Telegram
WhatsApp
Skype
Еще от Автора
Спонсировать

Вы можете помочь нашим проектам, урокам и программам

SSL Security 100% безопасный перевод

Случайные статьи из рубрики Биография
Возможно, вам это понравится!
Перейти к содержимому