Актуальный урок при подсчете Дней Омера
Какие вопросы перед человечеством поставила нынешняя ситуация?
На днях слушал одну передачу, гостями которой стали самые заметные интеллектуалы современного мира. И главное, что они обсуждали, это изменится ли наше общество после того, как мы выйдем из самоизоляции и вернемся к нормальной жизни.
Пытаемся ли мы извлечь для себя какие-то уроки из происходящего?
Изменится ли мировая политика? Улучшатся ли системы здравоохранения и образования разных стран? Что будет с индустрией производства продуктов питания, путешествий и развлечений? И если изменения действительно произойдут, то какие?
Станет ли человечество более сплоченным?
Продолжится ли тенденция к глобализации или постепенно замедлится? Вернемся ли мы к более националистической позиции, когда каждая страна думает только о себе, или соберемся вместе, чтобы решать сообща те глобальные проблемы, которые не могут быть решены индивидуально — такие как пандемии, изменение климата, кибербезопасность, терроризм и крах мирового рынка?
Будем ли мы и дальше выделять время для самоанализа и находить возможность уделить внимание своим близким или же сразу с разбега нырнем в пучину деловых и социальных обязательств, словно пытаясь вычеркнуть из жизни все, что связано с самоизоляцией?
Еврейская история на эту тему может многое рассказать, особенно это актуально в связи с периодом Сфират а-Омер — счета Дней Омера, в котором сейчас мы находимся.
Вывести евреев из Египта и Египет из евреев
Если вы хорошо знакомы с историей нашего народа, наверняка замечали такую закономерность: любые изменения, вызванные внешними причинами, недолговечны. Реальные, устойчивые, долговременные изменения происходят благодаря эволюции, а не революции.
Это верно в отношении двух самых монументальных событий в истории евреев: грандиозного исхода из Египта и Синайского Откровения семь недель спустя. Однако, как известно, эффект обоих этих переломных событий был лишь временным.
Уже через три дня после освобождения из Египта евреи бросили вызов Моше:
«Что это ты сделал нам, выведя нас из Египта? Ведь об этом мы говорили тебе в Египте: оставь нас, и будем мы служить египтянам, ибо лучше нам работать на египтян, чем умереть в пустыне».1
Казалось бы, такое невероятно, но и в течение следующих нескольких десятилетий сыны Израиля неоднократно шли на конфликт с Моше, выражая странную ностальгию по времени, проведенному в Египте, и настолько искажая реальность, что забывали обо всех постигших их там бедах:
«Помним мы рыбу, которую ели в Египте даром, огурцы и дыни, и зелень, и лук, и чеснок».2
Что, серьезно?!.
Эй, евреи, неужели вы уже позабыли о чудовищной попытке геноцида, о принуждении к рабству и пытках, с которыми пришлось столкнуться, находясь в руках египтян?
Или, может быть, наслаждение от огурцов и чеснока было настолько умопомрачительным, что затмило те ужасные нарушения прав человека, которые происходили по отношению к вам?
Как группа освобожденных после стольких лет мучений рабов может предаваться счастливым воспоминаниям о периоде рабства? Как им приходит в голову обвинять и оскорблять спасшего их лидера, подозревая его в намерении умертвить весь народ?
«И сказали они Моше: “Разве могил недостает в Египте, что взял ты нас умереть в пустыне?»3
Такова уж природа внезапных и вызванных извне изменений: последствия их поверхностны и неглубоки.
И, хотя исход из Египта, сопровождавшийся большими чудесами, мог изменить внешнюю реальность, он не повлиял на внутренний мир людей — на рабский менталитет, запечатленный в их душах.
Как говорится, «Может быть, нужен был всего день, чтобы вывести евреев из Египта, но чтобы Египет вывести из евреев, понадобились тысячелетия».
Любой прогресс, пришедший извне, требует соответствующего внутреннего процесса.
Изменения, которые являются больше искусственными, чем органическими, не сохраняются надолго.
Эта же тема повторяется во время великого Синайского Откровения, которое наши мудрецы считают самым монументальным событием в еврейской и мировой истории.
И, тем не менее, всего через несколько недель после того, как Бог сказал: «Я — Бог, Всесильный твой… Да не будет у тебя иных богов, кроме меня»,4 — сыны Израиля уже плясали вокруг золотого тельца, вопиющим образом нарушая запрет на поклонение идолам!
Причем подобное случалось еще не раз. Как мы знаем из Танаха, к сожалению, борьба нашего народа с идолопоклонством была неотъемлемой частью его духовного развития.
Но почему это произошло?
От рабов — к «царству священнослужителей»
В противовес сотням лет жизни в среде идолопоклонников, в течение которых сердца евреев начали тянуться к их образу жизни (постепенно рожденным в Египте он стал казаться уже естественным), требовалось больше, чем несколько сверхъестественных происшествий, казней и чудес.
Чтобы изменения в человеке стали реальными, длительными, преобразующими его личность, недостаточно вдохновения и очарования — необходима непрестанная работа над собой.
Превращение из униженных рабов в «царство священнослужителей»5 не является само собой разумеющимся процессом, а потому не может произойти мгновенно.
И в этом вся суть периода счета Дней Омера — можно сказать, что это ежегодная национальная семинедельная программа духовно-нравственной оценки своих действий и самосовершенствования.
Заповедь заключается в том, чтобы, начиная со второго дня праздника Песах, отсчитывать день за днем семь полных недель до праздника Шавуот. Однако суть этой заповеди не просто в подсчете дней, а в том, чтобы каждый день имел свое уникальное значение — поэтому каждому соответствует определенный атрибут Всевышнего.6
Более глубокий смысл этой заповеди состоит в том, чтобы регулярно уделять время одному конкретному компоненту своего характера и в течение семинедельного периода Дней Омера работать над ним, стараясь совершенствовать свою сущность.
Мы проводим исследование деталей того, из чего состоим, анализируем их и следим за тем, чтобы основа нашего психоэмоционального мира была здоровой и зрелой.
Период Омера делает нечто большее, чем просто связывает праздники Песах и Шавуот. Он соединяет их в духовном плане, превращая два отдельных праздника в этапы, преодолеваемые на протяжении одного путешествия. Это гарантирует, что к тому времени, когда мы достигнем подножия Синая, наши ожесточенные сердца уже смягчаться, а озлобленное эго будет ослаблено, позволяя нам стать одухотворенными и способными воспринимать бесконечные лучи Божественного света и любви, доступные нам каждый год во время праздника Шавуот.
Действительно усвоить урок — значит увековечить его в своих сердцах.
Поэтому, пока мы охвачены духом подсчета Дней Омера, давайте постараемся зафиксировать каждый из этих дней в своем сознании, углубимся в наш внутренний мир, чтобы его развивать.
Давайте использовать тот глобальный период паузы и самоанализа, в который сейчас погружен мир, чтобы заново составить план своей жизни, определить основные ценности и расставить приоритеты, уточнить наши убеждения и мировоззрение, изменить привычки и образ жизни, чтобы тем самым увековечить высочайшее и истинное самосознание, к которому постепенно приходим.
И если мы с вами сможем этого достичь, нам удастся изменить и преобразовать период общей турбулентности, иногда трагедий и скорби в личный, а также коллективный триумф, включая долгосрочные качественные изменения.
Сноски
- Шмот, 14:11-12.
- Бемидбар, 11:5.
- Шмот, 14:11.
- Шмот, 20:2-3.
- Шмот, 19:6.
- Подробнее о Божественных атрибутах, сфирот, вы можете прочитать, например, в статье «Заповедь считать Омер. 49 ступеней вверх по лестнице».