Продолжение. Девятую часть читай здесь.
Отсутствие подручных средств
Если смотреть сверху, слепому не хватает существенных подручных средств для того, чтобы поднять видимую часть творения. Из-за его инвалидности зрительный контакт со многими объектами в этом мире невозможен.
Это не значит, что он не может стать верным слугой Творца только потому, что похож на бедного человека, который не может себе позволить купить религиозные атрибуты, к примеру, такие, как тфилин и цицит, не в состоянии – даже посредством импульсов снаружи — заставить светиться Божьи искры в материальных вещах.
Но вернемся к Алахе. Интересно узнать об одном слепом тане, в частности, как он чувствует себя и как воспринимает Алаху.
Талмуд рассказывает о раве Йосефе, слепом мудреце, который не может не удивить нас отношением к своей инвалидности. Он использует ее как возможность чувствовать себя в религиозном плане еще лучше, чем зрячие религиозные собратья.
«Рав Йосеф сказал: “Раньше я имел обыкновение, когда кто-то говорил мне, что, по мнению раби Йеуды, Алаха освобождает меня от исполнения заповедей, ответить ему, что благодаря нашим раввинам у меня есть повод радоваться, соблюдая заповеди, хотя я от них и освобожден. Однако теперь я услышал, что раби Ханина сказал: «Награда для тех, кто соблюдает обязательные для них заповеди, будет больше, чем награда тех, кто делает это по своей воле». И если бы мне кто-то сейчас заявил, что Алаха устанавливается не в соответствии с мнением раби Йеуды, то скажу, что у меня опять-таки благодаря нашим раввинам будет праздник, потому что мое вознаграждение будет больше, если стану исполнять заповеди, которые соблюдать обязан”» (Бава Кама, 87a).
В этом заявлении ответственность и следование своей обязанности выполнять заповеди явно являются критериями для человеческого или как минимум религиозного роста.
Более поздние комментаторы и те, кто принимает решения, всегда придерживались одного из двух мнений. Но даже те, кто придерживался мнения рава Йеуды, которое более ограничивающее, всегда находили причины, чтобы слепые также были обязаны выполнять заповеди.
Маймонид согласен с мнением рабби Меира: «Слепых следует рассматривать как полноправных деловых партнеров в любом гражданском отношении».
После всех обсуждений и соображений мы отмечаем, что даже слепые, за несколькими незначительными исключениями, должны придерживаться всех заповедей и запретов.
Глухонемота
Другой, не менее интересный случай, глухонемые.
В Мишне (Рош-а-Шана, 3:8) глухие и невменяемые освобождаются от заповедей. Они приравниваются друг к другу. А все, кто освобожден от заповедей, не могут исполнять их и в качестве хазана общины.
Почему освобождаются глухонемые, есть разные объяснения. Раньше самым простым объяснением ограниченной вменяемости глухонемого было то, что недоступен его внутренний мир. Такой человек не мог передать свои чувства другому и, даже если пытался это сделать, люди не понимали его сигналы. Поэтому глухонемой часто считался еще и душевнобольным.
Около 100 лет назад поддержка глухонемых в школах резко улучшилось. Впервые в истории они научились общаться с помощью языка жестов. По тому, как в Мишне не делается различие между глухонемыми и невменяемыми людьми, а также несовершеннолетними детьми, мы можем сделать вывод, что причина освобождения от заповедей должна происходить из интеллектуальной незрелости.
По словам немецкого раввина Азриэля Хильдесхаймера (19 в.), решение в Талмуде основано на том, что внутренний мир глухонемых недоступен и окружающие их люди недостаточно знают об их интеллектуальных способностях. Таким образом, юридическая недееспособность в меньшей степени была связана с умственными способностями глухонемых.
Общение с другими, по-видимому, самая большая проблема для глухонемых. В Талмуде считается возможным даже лечение глухоты, хотя такое наблюдалось редко. И хотя мудрецы ставят глухонемого из-за его «невменяемости» на одну ступень с несовершеннолетними и душевно больными, все же было установлено и различие.
Мудрецы подтверждают, что глухонемые могут вступать в брак и разводиться. Это свое решение они основывают на оценке психического потенциала и эмоциональной стабильности глухонемых. Поскольку эти люди могут общаться на языке жестов, они также могут выполнять все необходимые формальности церемонии бракосочетания.