Продолжение. Пятую часть читай здесь.
Статус слепого
Следовать заповедям – это означает нести отвeтственность.
Возложение обязанности (заповеди) исходит из того, что в распоряжении исполнителя для этого имеется некий ресурс. Чтобы дать представление о том, насколько обстоятельно ведется дискуссия о важности этой обязанности, я хотел бы сначала рассказать о статусе слепого, который определяет для него еврейский закон.
В мнениях двух танаим (мн. ч; ед. ч. тана — мудрец Мишны), рава Йеуды и рава Меира (2 в.), относительно соблюдения заповедей слепыми существует большая разница, и это разногласие еврейских мудрецов по сей день не разрешено, при том, что ведется многовековая дискуссия.
Раби Меир принципиально обязывает слепого соблюдать все заповеди, кроме тех, для исполнения которых необходимо зрение, к примеру, от паломничества трижды в год в Иерусалимский Храм.
Раби Иегуда говорит, что, как правило, слепые полностью освобождаются от всех заповедей и запретов, независимо от того, может человек соблюдать или не может.
Общее освобождение от гражданской ответственности следует из нераспространения на эту категорию граждан уголовной ответственности (Бава Кама, 78а). Поскольку слепой человек не может быть привлечен к уголовной ответственности, он не может отвечать за свои действия и по гражданскому праву. Уголовная ответственность является обязательным условием гражданской ответственности.
Человек в целом
Раби Йеуда, оценивая слепых в общем, усматривает в их инвалидности определяющий фактор, чтобы установить юридически подотчетное лицо. В процессе талмудической дискуссии он приходит к тому, что необходимо освободить слепых от соблюдения всех заповедей Торы. Чем он руководствовался? Раби Шиша объясняет это в Талмуде так.
Раби Йеуда основывает свое мнение на стихе из книги Дварим: «И вот заповеди, установления и законы, которым Бог, Всесильный ваш, повелел научить вас, чтобы исполняли вы их…» (6:1).
На кого распространяются правовые регламенты (гражданские обязательства), на того же распространяются заповеди и уставы (религиозные обязанности). Кто не подчиняется регламентам, тот освобожден и от заповедей».
Таким образом, согласно Талмуду, существует связь между обязанностями, налагаемыми гражданским правом, и обязанностями, налагаемыми религией. Если человек не в состоянии принять на себя гражданские обязательства, Бог не уполномочивает его выполнять и религиозные обязанности.
По мнению раби Йеуды, религиозные обязательства не могут быть наложены частично. Существует принцип, который гласит: все или ничего. И простого объяснения мысли раби Йеуды нет. Некоторые считают это законом из Торы, который невозможно понять на основе здравого смысла. Только так можно было бы объяснить решительный отвод раби Йеуды, ведь есть много заповедей и запретов, с которыми слепые могут справиться легко.