«Человек, на теле которого появится опухоль… должен быть приведен к Аарону»
Тазриа (13:2)
Часто приходят в сердце человека мысли о тшуве, он переживает мгновения душевного подъема, но, несмотря на это, все происходит поверхностно, без проникновения внутрь.
Причина этому, как написано в «Маор вэшемеш», в том, что он еще не исправил свои грехи, и глубоко внутри у него есть повреждение. В таком случае должен он присоединиться к праведнику поколения, чтобы привел его к настоящей тшуве и подобающему исправлению, пока краткий душевный подъем не сделается постоянным.
Поэтому «должен быть приведен к Аарону коэну», должны привести его к праведнику, чтобы присоединился, привязался к нему, и тот исправит его и укажет путь тшувы.
В одном из городов Исраэля, где сосредоточено особенно большое религиозное население, произошел случай, потрясший многих людей общины. Хорошие отношения общины с полицией привели к тому, что ее начальники согласились поставить особого офицера, ответственного за дела религиозной общины и помогающего ей в вопросах охраны и безопасности.
Этот офицер с верой исполнял свою работу, и сам считался верующим евреем, исполняющим заповеди, а потому связи между ним и равами общины все больше укреплялись. Эта связь выразилась еще сильнее, когда сын офицера заболел злокачественной болезнью и нуждался в лечении и благословении.
Состояние 15-летнего подростка стремительно ухудшалось, и врачи уже не надеялись его вылечить. Равы общины пошли к нескольким главам поколения, чтобы благословили подростка, и чудо случилось. К изумлению врачей, лечивших его, злокачественная опухоль исчезла, как не была.
Пришло время выписаться из больницы, и, как «принято», сын попросил отца, чтобы сделал ему подарок. Когда спросил отец, какой подарок он хочет, подросток ответил, что ему нужен минитрактор (открытая машина без кузова, идущая с большой скоростью и подвергающая опасности тех, кто в ней едет…).
Отец, еще не забывший о болезни и жалевший сына, исполнил его просьбу.
И что случилось потом?
Не прошло и нескольких дней, как сын поехал со своим товарищем в минитракторе и погиб!
Люди общины обратились к раву с вопросом, «что учим» из этого страшного случая. Вопрос появился, разумеется, в связи с чудесным излечением подростка, вызвавшем большое удивление даже у опытных врачей, и последовавшей за тем гибелью!
Ответил рав на основе рассказа о сыне шунамитянки, записанного в книге «Пророки» (Млахим, 2:4). Пророк Элиша благословил ее «и сказал он: через год в это же время ты будешь обнимать сына… и зачала женщина и родила сына через год». А через несколько лет заболел ребенок и умер, но Элиша оживил его.
И задают вопрос комментаторы, почему, в самом деле, Ашем умертвил ребенка? И отвечают: поскольку этот ребенок, который был пророком Хавакуком, пришел в мир благодаря молитве праведника, нельзя было его родителям отрываться от путей этого праведника, они должны были особенно крепко связаться с пророком, а они этого не сделали. «И в нашем случае, — сказал рав людям общины, — ребенок как бы заново пришел в этот мир благодаря молитвам глав поколения». Его родители уже чувствовали душевный подъем и размышляли о тшуве, однако они должны были «сохранять связь» с праведниками поколения, а приобретение минитрактора символизировало нечто противоположное этому.